Обращайтесь с сотрудниками как со взрослыми | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Обращайтесь с сотрудниками как
со взрослыми

Обращение с сотрудниками

Автор: Фьюреди Фрэнк

Обращайтесь с сотрудниками как со взрослыми

читайте также

Клиенты из мессенджера

Ольга Асламова,  Ольга Цегельная

Две модели счастья

Кэсси Могильнер Холмс

«Выход сенсорной коммуникации на новый уровень»

Испытание цифрой

Линус Дахландер,  Мартин Уоллин

Нельзя сказать, что люди в наше время стали глупее, однако с ними все чаще обращаются как с дураками. Политики, преподаватели и журналисты, видимо, всерьез полагают, что общество не любит разбираться в деталях и жаждет получать сверху готовые решения. В бизнесе также явственно прослеживается тенденция к поглупению, и виноваты в этом не только авторы книг, поясняющие принципы менеджмента иллюстрациями-притчами, но и сами менеджеры. Парадокс: широкомасштабное наступление инфантилизма не мешает экспертам развивать идею о том, что квалификация сотрудников и инфраструктура знаний — важнейшие источники интеллектуального капитала компаний.

В значительной мере поглупению организаций способствует всеобщее стремление избежать рисков. Менеджеры порой боятся принимать решения самостоятельно и, следуя нехитрому принципу, состоящему в том, что применять чужие эффективные методики гораздо безопаснее и спокойнее, чем разрабатывать свои, нанимают высокооплачиваемых консультантов. В программных системах жестко прописываются все сценарии взаимодействия с клиентами — не дай бог сотрудник по собственной инициативе скажет что-нибудь не то! Да, при такой схеме сотрудник не скажет ничего лишнего, но он не сможет сказать и того полезного, что, вероятно, убедило бы клиента совершить покупку. Нормативы, руководства и предписания заполоняют все сферы деятельности, избавляя человека от необходимости самостоятельно думать и учиться методом проб и ошибок. Между тем для того, чтобы компания успешно развивалась, сотрудники должны воспринимать свою работу как «езду в незнаемое», а важнейшее свойство такого путешествия — неопределенность.

Особенно неуютно чувствуют себя в условиях неопределенности представители кадровых служб. Многие из них действуют так, будто сотрудники компании — это дети, которых необходимо оберегать от неприятностей, связанных с отношениями в рабочем коллективе. Постоянно слыша призывы «вести себя подобающим образом», сотрудники начинают относиться к своим коллегам как к неким физически хрупким существам, нуждающимся в опеке и защите, а это вовсе не способствует укреплению взаимного уважения. Хуже того, сотрудники и сами себе начинают казаться чрезмерно хрупкими и уязвимыми. В подобной среде любое мало-мальски резкое высказывание или электронное послание вызывает враждебную реакцию («Это что, наезд?»). Увы, сотрудникам очень редко предоставляется возможность разобраться в их отношениях, как подобает действительно взрослым личностям. Слишком часто многие привычные атрибуты трудового процесса — споры, конфликты, соперничество и взаимное непонимание — становятся поводом для официальных расследований и последующих оргвыводов. Соответственно, сотрудники привыкают постоянно подвергать свою речь (а зачастую и мысли) самоцензуре. Они стремятся упростить высказывания, свести их к набору шаблонных формулировок: это уменьшает риск, что их неверно проинтерпретируют.

Правила и нормы, конечно же, нужны, а некоторые формы поведения, безусловно, недопустимы. Но ограничения нельзя доводить до абсурда. У сотрудников должна быть возможность самостоятельно принимать решения и улаживать возникающие в коллективе конфликты. Предсказуемость и единообразие — неподходящая база для инноваций и развития. А простые ответы на вопросы (особенно если они навязаны сверху) — редко бывают удачными.