Этика и репутация

Образование среднее? Нет, лучшее

Клинцов Виталий

Для руководства любой страны нет более престижной, благородной, да и прагматичной цели, чем создание передовой системы образования — ведь хорошо образованным молодым гражданам легче выявлять и решать многочисленные проблемы, стоящие перед обществом. Мировой опыт реформирования систем образования богат, но противоречив: далеко не все, казалось бы, очевидные меры приводят к положительному результату, а отдача от значительных усилий порой разочаровывает. В то же время успех отдельных стран, провинций и городов вдохновляет. России необходимо поставить масштабные, по-здоровому амбициозные цели в совершенствовании системы образования, повысить требования к школам и оказать широкую поддержку учителям, дать реальный шанс инновационному образованию и создать лучшую в мире систему обучения одаренных детей.

Стратегический императив

Лидеры многих стран рассматривают совершенствование образования как важнейшую задачу. Тому есть множество причин. Все усиливающаяся глобализация рынка талантов дает дополнительные конкурентные преимущества государствам, занимающим лидирующие позиции в этой сфере. Сильная школьная система позволяет решить ряд социальных проблем: образованное, культурное население менее подвержено порокам. В обществе развитых людей ниже преступность и склонность к нездоровому образу жизни, уровень бедности и асоциальности.

Для России вывод системы образования в мировые лидеры — не просто благая цель, но стратегический императив. Занижать планку чрезвычайно опасно по нескольким причинам. Во-первых, учитывая ухудшающуюся демографическую ситуацию, невозможно поддержать высокие темпы экономического роста без быстрого увеличения производительности труда. А увеличить ее можно только с грамотными и готовыми к восприятию нового трудовыми ресурсами. Во-вторых, диверсификация и инновационное развитие экономики требуют специалистов высокой квалификации. В-третьих, в России существует клубок внутренних проблем, связанных со сложной национальной, конфессиональной и культурной экосистемой, дефицитом национальной идеи и подчас ущемленной национальной гордости, — и разрешить их поможет ставка на образование. Выход в лидеры в высшем и среднем профессиональном образовании невозможен без передового среднего образования. Исследования показывают, что знания, недополученные в детские и подростковые годы, крайне сложно «добрать» во взрослой жизни. Средняя школа отвечает не только за обучение основным дисциплинам, но и за общекультурное развитие, формирование системы моральных ценностей, интереса к знаниям, способности трудиться и учиться. Важнейшая функция средней школы — обеспечить равные возможности выходцам из разных социальных слоев, поддерживать школьников, чьи семьи в меньшей степени способны стимулировать их развитие, а также выявлять и целенаправленно обучать наиболее одаренных детей, в какой бы части страны они ни жили, — тех, кто в будущем составит интеллектуальную и творческую элиту России. В период рождения новых инициатив и многочисленных дебатов об образовании в России критически важно не снижать планку, ставить целью именно выйти в мировые лидеры. Неудачи последних лет не должны демотивировать, пораженческий взгляд опасен и вреден.

У России есть все необходимые условия для достижения самых высоких целей в сфере образования — вплоть до лидирующей позиции. Наша стартовая позиция не так уж и плоха. У советской системы среднего образования, несмотря на ее избыточно директивный характер и идеологическую нагрузку, было много достоинств. Это и тщательно проработанные «коллективом авторов» курсы дисциплин, ясная система ценностей, и однородность организации образования по всем городам и весям, и система спецшкол для одаренных учеников. До сих пор российская экономика держится на профессиональных и академических школах, созданных старшим поколением хорошо подготовленных специалистов. Однако XXI век требует нового подхода к реформам в среднем образовании, базирующегося на глубоком понимании современной ситуации и знании лучших мировых достижений.

Дифференцированный подход

В ситуации, когда ставится задача быстро достичь значительных результатов, необходимо изучить лучший применимый опыт и выстроить собственную программу действий, будучи детально информированным о чужих успехах и трудностях. Компания McKinsey недавно завершила широкомасштабное исследование школьных систем разных стран и регионов. Все они в ходе реформ перешли на новый уровень качества. Каждая совершила свой прорыв, причем с разных точек старта.

Все участвовавшие в исследовании школьные системы были разбиты на четыре градации (низкая, средняя, высокая, отличная) — в зависимости от результатов, показываемых учениками на стандартных тестах (см. врезку). Существует еще более высокая градация — «выдающаяся», но ее пока не достигла ни одна система образования в мире. В ходе исследования удалось выявить набор мер и принципов, обеспечивших быстрый (всего за несколько лет) и устойчивый результат. Школьные системы, находящиеся на одном уровне, достигали успеха примерно одними и теми же методами — вне зависимости от географического региона, уровня ВВП и исторического контекста.

А вот для разных уровней «сработали» совершенно разные методы. Более того, оказалось, что успешные реформаторы сильных и слабых систем принимали прямо противоположные меры. Слаборазвитые школьные системы удалось существенно улучшить с помощью централизованного администрирования: введения стандартов, дополнительной подготовки, помощи учителям и простой отчетности, включающей несколько количественных показателей. Совсем иные меры: децентрализация принятия решений и расширение полномочий школ — позволили улучшить продвинутую систему образования.

Детальных и надежных данных о российской системе образования явно недостаточно, но в целом по результатам национальных и международных тестов (в том числе по программе PISA) наша страна находится на третьем, то есть хорошем по шкале McKinsey уровне. В то же время ни для кого не секрет, что в России существует огромный разрыв как между лучшими и худшими школами, так и между целыми субъектами федерации. Лучшие российские школы — настоящие «Гималаи» среди мировых школ. А наиболее слабые — скорее типичны для стран со средним и низким уровнем школьного образования. Такая неоднородность российского ландшафта создает немало трудностей для органов государственного управления, взявшихся за создание и реализацию программы совершенствования: ведь, как уже было сказано, рецепт улучшения зависит от уровня развития. Перед национальной системой образования стоит как минимум три задачи.

Подтянуть отстающих.

Необходимо поднять худшие регионы и школы (20% от общего количества) до среднего уровня. Эта мера — сложная в реализации — даст огромный социальный эффект, так как она напрямую направлена на обеспечение равных возможностей. Прежде всего, следует выявить наиболее слабый сегмент системы и направить туда адресную помощь, возможно, применяя методы директивной педагогики, то есть детально проработанные курсы по предметам и предписанные методики преподавания. Нужно внедрить и активно использовать систему тестирования на промежуточных уровнях обучения. Это позволит своевременно заметить самые слабые школы и учителей-предметников, объективно нуждающихся в помощи. Ранняя диагностика проблем, как и в медицине, даст шанс на их устранение.

Повысить средний уровень эффективности системы.

Поскольку российская школьная система в целом по шкале McKinsey находится на высоком уровне развития, целесообразно посмотреть, как именно реформировали образовательные системы схожие по уровню достижений. Исследование подсказывает: главным направлением реформ должно стать повышение требований к учителям и директорам школ, их поддержка, профессиональное развитие и мотивация.

Дать реальный шанс инновационному образованию.

Со стороны органов государственного управления это потребует особого подхода. Что и как преподавать в экспериментальных школах? Как часто инспектировать лучшие школы и какую отчетность требовать? Нужны ли для них иные, по сравнению с обычными школами, принципы государственного финансирования? Как они могут зарабатывать деньги и на что тратить? Необходимо организовать обмен опытом и наставничество. Без масштабного развития инновационного компонента национальная система образования не может претендовать на мировое лидерство. В России представление о том, что учитель и школа обязаны дать каждому ученику определенный набор знаний и навыков, разделяют не все. Нужно отстаивать принципиальную позицию: хорошие знания по каждому предмету необходимы каждому ученику, и школа ответственна за их обеспечение. О качестве работы школ можно будет судить, только если мы научимся постоянно отслеживать результаты.

Оценка качества

В корпоративной среде система ответственности (или оценки качества) — необходимый и широко распространенный инструмент управления. В ее основе лежит набор ключевых показателей эффективности, в основном количественных, но все чаще и качественных. Они используется для оценки результатов работы подразделений, руководителей и сотрудников. Исторически в государственных органах и в исследовательской среде возникали дебаты о том, насколько показатели эффективности применимы к педагогическому труду и могут ли они устойчиво улучшить образование.

Многие утверждают, что перенести этот инструмент из бизнеса в школу невозможно, так как количественно оценить работу учебных заведений и отдельных педагогов нельзя. На предпринимаемые в разных странах попытки формализовать оценку учителей и директоров профессиональное сообщество реагировало негативно. Успешно внедрить систему показателей в педагогический процесс редко кому удавалось. В то же время оказалось, что оценка качества присуща каждой из наиболее успешных образовательных систем. Золотое правило Джека Уэлча «начни измерять показатель, и он сам улучшится на 30%» работает далеко за пределами сферы бизнеса. В образовании оценка качества дает ряд неоспоримых преимуществ. Для учителей она становится индикатором результатов их труда и поэтому подталкивает к постоянному совершенствованию, поиску и распространению лучшего опыта.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте