Этика и репутация

Come back, россияне!

Владимир Рувинский

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ РУВИНСКИМ ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА РУВИНСКОГО ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА.

Уже три года российское правительство активно привлекает в страну ученых с мировым именем — как «наших», уехавших за границу, так и зарубежных — для возрождения отечественной науки. По сути это ответ на открытые письма президенту и премьеру самих ученых, предупреждавших в 2009 году, что еще пять-семь лет — и российская наука, прежде всего фундаментальная, умрет вместе с последними носителями знаний, многим из которых пошел восьмой, а то и девятый десяток.

В 2010 году стартовала правительственная программа мегагрантов, предназначенных для развития фундаментальных и прикладных исследований в российских вузах, без участия институтов РАН. В июле 2010-го впервые был объявлен открытый международный конкурс, каждому победителю которого правительство выделяло на три года до 150 млн рублей — сумму приличную даже по западным меркам. Скажем, гранты Европейского ­исследовательского ­совета — он существует с 2007 года на взносы стран Евросоюза — на фундаментальные исследования составляют ?1,5—3,5 млн каждый и предоставляются на пять лет (всего с 2007 года выдано около трех тысяч грантов на ?5 млрд). В США, где особенно развита грантовая система, государственный Национальный научный фонд (бюджет 2013 года — $7,3 млрд) выделил в 2012 году 11,7 тысячи грантов — в среднем по $161 тысяче на три года, но были и гранты на миллионы долларов (например, $10 млн Калифорнийскому университету в Беркли на исследование «больших данных»).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте