Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Нужен ли вашей компании директор по ESG

Роберт Лэнган , Маркус Менц
Фото: Barbara Gibson

В компаниях появилась новая должность — директор по ESG. Хотя управленческие позиции с аббревиатурой ESG в названии возникли недавно и еще не очень распространены, это направление может открыть новые возможности для организаций, которым приходится решать все больше вопросов, связанных с экологической, социальной и корпоративной ответственностью. Такие компании, как C.H. Robinson, Royal Caribbean и Verizon, недавно назначили директоров по ESG. Но каковы обязанности этих людей? И когда организации следует вводить такую должность?

Чтобы это выяснить, мы проанализировали деятельность руководителей более 1,4 тыс. публичных компаний в США в 2020 и 2021 годах. По результатам исследования, а также анализа работы других топ-менеджеров мы сформулировали три вопроса, которые CEO и советы директоров должны задать себе, прежде чем учредить должность директора по ESG.

1) Важны ли вопросы ESG для ваших стейкхолдеров? 

Не только акционеры, но и другие заинтересованные лица уделяют все больше внимания вопросам экологической, социальной и корпоративной ответственности. Например, согласно результатам исследования, проведенного компанией Nielsen в 2019 году, вопросы ESG беспокоят 48% потребителей. Если говорить о миллениалах, то число таких людей составило 83%. Эти темы волнуют и работников. По данным опроса, о котором писал Harvard Business Review, девять из десяти сотрудников готовы отказаться от части заработка, чтобы выполнять более значимую работу. В мире, меняющемся из-за пандемии COVID-19 и продолжающегося «Великого увольнения» миллениалов, становится все очевиднее, что сотрудникам важно, чем они занимаются, как к ним относятся на работе и какую пользу приносит их труд.

Назначение директора по ESG дает стейкхолдерам понять, что компания всерьез озабочена вопросами экологической, социальной и корпоративной ответственности. И дело не только в позитивных сигналах — директор по ESG может также направлять стейкхолдерам более содержательную информацию по соответствующим вопросам. Например, UGI Corp. и Verizon подчеркивают, что на их директоров по ESG возложена обязанность по составлению отчетности и добровольному раскрытию информации о деятельности организации в сфере ESG. Кроме того, если топ-менеджер, имеющий прямой доступ к гендиректору, сосредоточен на вопросах экологической, социальной и корпоративной ответственности, эта тема становится особенно важной для руководства компании в целом.

Таким образом, если проблемы ESG имеют для ваших стейкхолдеров особое значение, возможно, стоит назначить директора по этим вопросам, чтобы им уделялось достаточно внимания и придавалось больше значения.

2) Какую роль ESG играет в вашей стратегии?

Вопросы ESG становятся краеугольным камнем стратегий многих компаний. Для некоторых работа в этой сфере относится, скорее, к комплаенсу или коммуникациям. Для других тема ESG стала стратегической. По данным нашего исследования, директора по ESG назначают в тех компаниях, которые предпринимают скоординированные усилия, чтобы включить относящиеся к этой сфере задачи в свою стратегию. Например, C.H. Robinson, крупная организация, предоставляющая услуги перевозок и логистики, специально ориентирует свою стратегию на разработку технологий, которые будут помогать клиентам в вопросах ESG. Компания Semtech, поставляющая высокопроизводительные аналоговые и полупроводниковые компоненты, а также передовые алгоритмы, определила пять ключевых стратегических инициатив в сфере ESG на 2021 год. Фирма-производитель автокомплектующих Tenneco создала модель для учета в корпоративной стратегии факторов ESG. Во всех этих случаях директор по ESG играет важную роль по воплощению соответствующих целей в корпоративной стратегии.

Об авторах

Роберт Лэнган (Robert Langan) — аспирант Женевской школы экономики и менеджмента (Женевский университет), руководитель исследований в Женевском центре корпоративного управления. В центре его внимания — корпоративное управление, планирование преемственности CEO и команды топ-менеджеров.

Маркус Менц (Markus Menz) — профессор стратегического менеджмента и декан Женевской школы экономики и менеджмента (Женевский университет), руководитель Женевского центра корпоративного управления. Область его исследований — руководящие должности, создание команд топ-менеджмента и советов директоров, а также корпоративные штаб-квартиры.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте