Этика и репутация

Бизнес и личность

Татьяна Визель
Фото: Tom Hermans / Unsplash

Недавно я услышала, как обычная женщина с гордостью сказала, что занимается уборкой квартир. «Это мой бизнес», — пояснила она. Я про себя усмехнулась: ну и бизнес. Затем задумалась. А почему бы и нет? Стала искать в литературе определения бизнеса. Все они сводились к тому, что это деятельность, организованная на свой страх и риск в расчете на получение систематической прибыли путем производства товаров или предоставления услуг. Вот и алгоритм деятельности бизнесмена: планирование, организация, расчет, риск, поиск самых неожиданных путей избежать краха, прибыль, эмоции. Все эти составляющие психологически весьма значимы, причем для бизнеса любого масштаба. Они порождают высокую мотивацию, а она, в свою очередь, активизирует все ресурсы организма.

Процесс дальнейшего обдумывания привел к такой мысли. Если есть алгоритм бизнеса, значит, должен быть и алгоритм мозговой деятельности, позволяющий ее осуществлять. Он должен включать и ум, и память, и умение предвидеть и быть креативным, эмоциональным.

То, что бизнесмен должен уметь думать, ни у кого сомнений не вызывает (мы же гомо сапиенс) — но чувствовать, озаряться? У многих такая постановка вопроса вызовет удивление. Между тем, это так. Успех в бизнесе не может зависеть от одной способности рассчитывать ресурсы, затраты прибыли и пр. Бизнесмен должен быть личностью. Личность же — это, прежде всего, мозг. От того, каков его потенциал и коэффициент полезного действия в любом виде деятельности, зависит то, как сложится тот или иной бизнес.

У всех людей мозг имеет одинаковую структуру, однако функционирует он у всех по-разному. Дело в том, что нейроны мозга «молчат», если в них не попадает стимул внешней среды. Принципиально важно, чтобы стимулы были яркими, оставляющими в памяти мощные следы. То, какой знак они имеют: плюс (метафорически — добро) или минус (метафорически — зло), — вопрос морали. Она в мозг не заложена. Бизнес гангстеров был весьма успешным, несмотря на то что стимулы, активирующие их мозг, были не самыми высокими по духу. Другое дело, что отсутствие нравственного начала, как правило, приводило идущих по кривому пути не к лучшему исходу жизни. Нравственные критерии выработаны человечеством для того, чтобы продвигаться вперед по пути духовного совершенствования. Преступление, даже гениальное, тянет человечество назад. Высшая закономерность этого не прощает.

Какие же области мозга в наибольшей мере ответственны за бизнес? Нейропсихология способна дать ответ на этот вопрос.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте