Бизнес и личность | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Бизнес
и личность

Какие области мозга в наибольшей мере ответственны за бизнес

Автор: Татьяна Визель

Бизнес и личность
Tom Hermans / Unsplash

читайте также

Медицина в США не слишком дорога

Моррис Чарлз

Мысли с отклонением: что мы упускаем, когда судим о решениях по результату

Франческа Джино

Спасательный круг для фирм профессиональных услуг

Ашиш Нанда,  Дас Нараяндас

Наука убеждать: нужно выйти за рамки своих возможностей

Марк Гоулстон

Недавно я услышала, как обычная женщина с гордостью сказала, что занимается уборкой квартир. «Это мой бизнес», — пояснила она. Я про себя усмехнулась: ну и бизнес. Затем задумалась. А почему бы и нет? Стала искать в литературе определения бизнеса. Все они сводились к тому, что это деятельность, организованная на свой страх и риск в расчете на получение систематической прибыли путем производства товаров или предоставления услуг. Вот и алгоритм деятельности бизнесмена: планирование, организация, расчет, риск, поиск самых неожиданных путей избежать краха, прибыль, эмоции. Все эти составляющие психологически весьма значимы, причем для бизнеса любого масштаба. Они порождают высокую мотивацию, а она, в свою очередь, активизирует все ресурсы организма.

Процесс дальнейшего обдумывания привел к такой мысли. Если есть алгоритм бизнеса, значит, должен быть и алгоритм мозговой деятельности, позволяющий ее осуществлять. Он должен включать и ум, и память, и умение предвидеть и быть креативным, эмоциональным.

То, что бизнесмен должен уметь думать, ни у кого сомнений не вызывает (мы же гомо сапиенс) — но чувствовать, озаряться? У многих такая постановка вопроса вызовет удивление. Между тем, это так. Успех в бизнесе не может зависеть от одной способности рассчитывать ресурсы, затраты прибыли и пр. Бизнесмен должен быть личностью. Личность же — это, прежде всего, мозг. От того, каков его потенциал и коэффициент полезного действия в любом виде деятельности, зависит то, как сложится тот или иной бизнес.

У всех людей мозг имеет одинаковую структуру, однако функционирует он у всех по-разному. Дело в том, что нейроны мозга «молчат», если в них не попадает стимул внешней среды. Принципиально важно, чтобы стимулы были яркими, оставляющими в памяти мощные следы. То, какой знак они имеют: плюс (метафорически — добро) или минус (метафорически — зло), — вопрос морали. Она в мозг не заложена. Бизнес гангстеров был весьма успешным, несмотря на то что стимулы, активирующие их мозг, были не самыми высокими по духу. Другое дело, что отсутствие нравственного начала, как правило, приводило идущих по кривому пути не к лучшему исходу жизни. Нравственные критерии выработаны человечеством для того, чтобы продвигаться вперед по пути духовного совершенствования. Преступление, даже гениальное, тянет человечество назад. Высшая закономерность этого не прощает.

Какие же области мозга в наибольшей мере ответственны за бизнес? Нейропсихология способна дать ответ на этот вопрос.

Если считать, что главное в бизнесе — прогнозирование, планирование, комбинирование ситуаций и фактов жизни, то наиболее важны лобные доли, преимущественно левая, отвечающая за аналитико-синтетические процессы мышления. Если считать, что главное — расчет (количественный, временной, пространственный), то это темя. Именно теменные доли ответственны за освоение этих вечных категорий и пользование ими. Если же считать, что главное для бизнесмена — предчувствия, догадки, необъяснимые побуждения, озарения, тяга к эстетике, хорошая физическая форма, то главенство следует отдать правому полушарию и подкорке (эмоции, бессознательное и подсознательное).

Отдельное место занимает мотивация. Она может быть разной, но обязательно всепоглощающей, перекрывающей все остальное в жизни и не позволяющей свернуть в сторону ни при каких обстоятельствах. У Джона Рокфеллера, например, была мощная мотивация разбогатеть, а у Билла Гейтса — страсть к делу и желание доказать людям, что компьютер может и должен улучшить их жизнь. И он доказал.

Допустим, скажет читатель, все правильно. Бизнесмену нужно иметь мощнейшую мотивацию, сильный ум, высокоразвитое чутье, способность все просчитывать, сильные чувства, волю, интуицию… А как этого достичь? Ответ на этот вопрос один — тренинг, постоянное задействование структур мозга. Лобные доли укрепляются путем решения самых разных логических задач (включая игры в шахматы, карты и пр.), привычкой планировать свою жизнь, оценивать жизненные ситуации и вносить разумные коррективы, ораторским искусством. Теменные доли требуют тренировки в ориентации в пространстве, времени, умении быстро считать в уме и оценивать количественно разные величины. Подкорковый уровень предчувствий, догадок, как ни странно, стимулируется двигательными координациями, получаемые в спорте, в танцах, а также умением улавливать и оценивать первое впечатление, не отказываться от новой идеи, даже если она кажется абсурдной и связанной с риском. Без риска в бизнесе не обойтись, но он должен контролироваться лбом.

Науки о мозге (нейронауки) способны прояснить бизнесмену не только пути самосовершенствования, но и дать ключи к подбору партнеров для бизнеса, исходя из особенностей их мозга и даже строения тела (чему придавал большое значение немецкий ученый Эрнст Кречмер) и формы черепа (особенности которого описал французский невролог-классик Франц Галь), а также раскрыть силу воздействия некоторых изотерических посылов.

Да, воздействие на свой мозг, постоянное совершенствование его возможностей — задача выполнимая, хоть и трудная, но ведь и бизнес — дело непростое.