Этика и репутация

Спасти планету: что нужно делать бизнесу

Татьяна Митрова , Ярослав Глазунов

Будущее Земли в руках человека, и пришло время всерьез задуматься о том, каким оно будет. Для спасения планеты нужны действия тех, кто задает тренды и чьи ресурсы помогут решительно изменить ситуацию.

Климат и крупный бизнес

Изменение климата, без сомнения, можно считать крупнейшим долгосрочным риском для человечества. Свою лепту в нарастающую климатическую турбулентность внесли и крупные компании, которые на протяжении ХХ века развивались, практически не учитывая того, как это развитие отразится на окружающей среде. Но ситуация постепенно меняется. 

В 2015 году большинство стран подписали Парижское соглашение, согласно которому человечество должно сдерживать темпы повышения температуры на Земле. Государства заговорили о необходимости достижения углеродной нейтральности к середине нынешнего века. Не только правительства, но и инвесторы, а также миллионы конечных потребителей требуют от компаний пересмотра их традиционных стратегий и фокусировки на вопросах климата и экологии. 

Крупный бизнес отреагировал по-разному: некоторые компании продолжают хранить полное молчание по этому вопросу. Другие пообещали сократить свои выбросы, но пока не объяснили, как. Третьи, в том числе такие гиганты, как Apple, Microsoft, Google, Unilever, AstraZeneca и IKEA, обнародовали подробные цели и планы декарбонизации.

Следуя глобальному тренду, все больше корпораций избирают путь сознательного подхода в отношении климата. И это логично, ведь если компании сегодня проигнорируют негативные климатические изменения, они могут столкнуться с серьезными пертурбациями в будущем. Неудивительно, что каждый уважающий себя бизнес не просто желает отметиться рядом экологических проектов, а стремится существенно повлиять на выправление глобальной ситуации.

Например, Korn Ferry выделяет пять направлений, на которые компаниям нужно делать акцент для трансформации в климатических лидеров:

    1. Трансформация операционной модели и организационной структуры компании. Для достижения амбициозных климатических целей большинству организаций потребуется создать новые подразделения, которые будут отвечать за повестку декарбонизации, а также на операционном уровне предусмотреть возможность внесения корректив в устоявшиеся подходы к организации процессов в компании. 

    2. Расширение функций корпоративного управления. В полномочия совета директоров необходимо интегрировать определение основных ориентиров корпоративной климатической стратегии и надзор за ее реализацией, а также фокус на управлении климатическими рисками.

    3. Ориентир на «зеленую» прибыль. Приоритетами компании должны стать направления, которые позволяют ей развиваться и одновременно заботиться об окружающей среде. 

    4. Преобразование корпоративной культуры. В корпоративной философии компании должны четко просматриваться нормы и убеждения, которые станут рамкой для всех сотрудников в части климатической тематики.

    5. Вовлечение всех сотрудников. Когда дело доходит до изменения климата, люди являются одновременно причиной и решением: каждый человек, индивидуально и коллективно, способен привнести значимую лепту в защиту окружающей среды.

Скорость преодоления климатического нигилизма зависит от лидеров бизнеса. В авангарде перемен оказываются СЕО. К счастью для планеты, есть те, кто несет эту ответственность с честью и понимает, что не только бизнес влияет на климат, но и климат — на бизнес. Такие СЕО предпринимают серьезные шаги в направлении углеродной нейтральности и в результате разворачивают свои компании в сторону «зеленого горизонта» – направления развития, при котором забота об окружающем мире имеет первостепенное значение.

Роль СЕО в вопросе защиты климата

Лидеры бизнеса могут стать настоящими амбассадорами климата — людьми, которые подают пример, развивая и защищая климатическую повестку. На СЕО крупных компаний равняются не только сотрудники, но и главы других корпораций, а ведь создание коллективного неравнодушия к вопросу климата — это именно тот первый шаг, который необходим человечеству для сохранения экологической устойчивости.

От климатического менталитета СЕО зависит то, как быстро получится достичь углеродной нейтральности. Многие корпорации уже активно осваивают климатическую повестку и реализуют значимые инициативы, и одна из задач СЕО не допустить инертности в этом процессе или развития у компаний ESG-нарциссизма, когда экологические и социальные проекты выставляют напоказ для формальной демонстрации активности на данном направлении.

Об авторах

Татьяна Митрова – профессор, научный руководитель Центра энергетики Московской школы управления «Сколково», член Совета директоров «Schlumberger NV» и ПАО «НОВАТЭК».

Ярослав Глазунов — старший партнер консалтинговой компании Korn Ferry, глава региона Центральной Евразии, член совета директоров компании Veon, старший советник международной инвестиционной компании LetterOne.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте