Спасти планету: что нужно делать бизнесу
Татьяна Митрова , Ярослав Глазунов
Будущее Земли в руках человека, и пришло время всерьез задуматься о том, каким оно будет. Для спасения планеты нужны действия тех, кто задает тренды и чьи ресурсы помогут решительно изменить ситуацию.
Климат и крупный бизнес
Изменение климата, без сомнения, можно считать крупнейшим долгосрочным риском для человечества. Свою лепту в нарастающую климатическую турбулентность внесли и крупные компании, которые на протяжении ХХ века развивались, практически не учитывая того, как это развитие отразится на окружающей среде. Но ситуация постепенно меняется.
В 2015 году большинство стран подписали Парижское соглашение, согласно которому человечество должно сдерживать темпы повышения температуры на Земле. Государства заговорили о необходимости достижения углеродной нейтральности к середине нынешнего века. Не только правительства, но и инвесторы, а также миллионы конечных потребителей требуют от компаний пересмотра их традиционных стратегий и фокусировки на вопросах климата и экологии.
Крупный бизнес отреагировал по-разному: некоторые компании продолжают хранить полное молчание по этому вопросу. Другие пообещали сократить свои выбросы, но пока не объяснили, как. Третьи, в том числе такие гиганты, как Apple, Microsoft, Google, Unilever, AstraZeneca и IKEA, обнародовали подробные цели и планы декарбонизации.
Следуя глобальному тренду, все больше корпораций избирают путь сознательного подхода в отношении климата. И это логично, ведь если компании сегодня проигнорируют негативные климатические изменения, они могут столкнуться с серьезными пертурбациями в будущем. Неудивительно, что каждый уважающий себя бизнес не просто желает отметиться рядом экологических проектов, а стремится существенно повлиять на выправление глобальной ситуации.
Например, Korn Ferry выделяет пять направлений, на которые компаниям нужно делать акцент для трансформации в климатических лидеров:
1. Трансформация операционной модели и организационной структуры компании. Для достижения амбициозных климатических целей большинству организаций потребуется создать новые подразделения, которые будут отвечать за повестку декарбонизации, а также на операционном уровне предусмотреть возможность внесения корректив в устоявшиеся подходы к организации процессов в компании.
2. Расширение функций корпоративного управления. В полномочия совета директоров необходимо интегрировать определение основных ориентиров корпоративной климатической стратегии и надзор за ее реализацией, а также фокус на управлении климатическими рисками.
3. Ориентир на «зеленую» прибыль. Приоритетами компании должны стать направления, которые позволяют ей развиваться и одновременно заботиться об окружающей среде.
4. Преобразование корпоративной культуры. В корпоративной философии компании должны четко просматриваться нормы и убеждения, которые станут рамкой для всех сотрудников в части климатической тематики.
5. Вовлечение всех сотрудников. Когда дело доходит до изменения климата, люди являются одновременно причиной и решением: каждый человек, индивидуально и коллективно, способен привнести значимую лепту в защиту окружающей среды.
Скорость преодоления климатического нигилизма зависит от лидеров бизнеса. В авангарде перемен оказываются СЕО. К счастью для планеты, есть те, кто несет эту ответственность с честью и понимает, что не только бизнес влияет на климат, но и климат — на бизнес. Такие СЕО предпринимают серьезные шаги в направлении углеродной нейтральности и в результате разворачивают свои компании в сторону «зеленого горизонта» – направления развития, при котором забота об окружающем мире имеет первостепенное значение.
Роль СЕО в вопросе защиты климата
Лидеры бизнеса могут стать настоящими амбассадорами климата — людьми, которые подают пример, развивая и защищая климатическую повестку. На СЕО крупных компаний равняются не только сотрудники, но и главы других корпораций, а ведь создание коллективного неравнодушия к вопросу климата — это именно тот первый шаг, который необходим человечеству для сохранения экологической устойчивости.