Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Цена безопасности

Виба Габа , Генрих Греве
Фото: JAN STROMME/GETTY IMAGES

Каждая уважающая себя авиакомпания утверждает, что безопасность пассажиров для нее превыше всего. Однако в реальности авиакомпаниям приходится балансировать между часто противоречащими друг с другом задачами по поддержанию прибыльности и обеспечению безопасности. Рано или поздно неизбежно наступает момент, когда перед руководителем встает не вопрос «Какой максимальный уровень безопасности можно обеспечить?», а «Какой уровень безопасности мы можем себе позволить?». Непростой выбор — неотъемлемая часть бизнеса в отрасли, связанной с потенциально опасными технологиями.

В готовящейся к публикации статье в журнале Organization Science мы подробно описываем свое исследование, посвященное тому, как авиакомпании ищут компромиссы при разрешении сложных вопросов, и отдельно рассматриваем, как финансовые показатели влияют на внимание авиакомпаний к безопасности полетов. В начале исследования мы предположили, что наиболее успешные (то есть прибыльные) компании будут лидировать по показателю безопасности. Это представление также подтверждают предыдущие исследования. В ходе своей работы мы обращали особое внимание на то, как и когда авиакомпании принимали решение заменить тот или иной самолет. В результате мы обнаружили, что менее прибыльные авиакомпании с большей вероятностью будут инвестировать в новые самолеты после крушения одной из моделей, которая используется в их парке, — как, например, это произошло недавно с Boeing 737 Max 8 — даже если рейс, во время которого произошла поломка или чрезвычайное происшествие, выполнялся другой авиакомпанией.

Изменение состава парка, то есть замена старых моделей самолетов с не лучшей летной историей на более безопасные модели — один из шагов, которые руководство лучших компаний предпринимают для повышения уровня безопасности. Обычно это означает продажу старого самолета по сниженной цене и покупку нового за полную стоимость. С финансовой точки зрения, это убыточная транзакция.

Мы решили изучить тенденции, которые можно выявить при продаже и покупке самолетов. Для этого мы собрали данные о составе парков воздушных судов через сайт www.airfleets.net, где содержатся полные данные о пассажирских самолетах по всей отрасли. С помощью того же сайта мы получили доступ к статистическим данным по аварийности по всем авиакомпаниям мира. Мы решили ограничиться инцидентами, в результате которых самолет был признан не пригодным для полетов. Эта категория аварий (официальный термин «списание воздушного судна вследствие его разрушения или исчезновения») включает катастрофы и такие случаи, как значительное по своим последствиям возгорание электроприборов, посадка на воду и другие события, в результате которых ремонтировать судно либо бесполезно, либо слишком дорого. Мы также проанализировали то, что писали в прессе о каждой из моделей, представленных в выборке, так как предположили, что СМИ влияют на решения менеджмента по управлению парком самолетов. Авария, получившая широкую огласку, колоссально влияет на политику обеспечения безопасности.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте