Феномены

Ковчег для бизнеса: как применить стратегию Ноя в 2020 году

Марк Розин

Человечество не в первый раз сталкивается с разрушительными масштабными бедствиями. Еще чаще с глобальными кризисами имеют дело компании. Давайте попробуем выработать правильную программу действий для бизнеса, оттолкнувшись от одного из самых древних документов, описывающих катастрофу мирового масштаба. Думаю, такое сравнение будет интересным как для религиозных, так и для нерелигиозных людей: неожиданная аналогия позволит получить новые идеи, столь необходимые в текущей беспрецедентной ситуации.

Точка 1. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и… восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных…»

Всем нам очень хочется понять, чем же провинились люди и за что (или ради чего) их постигло такое бедствие. Вопрос нетривиальный, и его уже вовсю обсуждают ученые и политики. Оставим его пока в стороне: дискуссия полезная, но отчасти бесплодная. Наши споры будут бесконечными и не приведут к однозначному ответу.

Точка 2. «Ной же обрел благодать пред очами Господа».

Все бизнесы сегодня можно разделить на три категории:

1. Взрывной рост. Кризис открыл для них огромные возможности для роста. К ним относятся дистанционные услуги, сервисы доставки, производство медицинских товаров. Правильная стратегия для этих компаний очевидна. Окно возможностей будет открыто не так уж долго, так что нужно мобилизовать все ресурсы на захват доли рынка.

2. Смерть. Кризис уже убил компании.

3. Выживание. Кризис негативно отразился на бизнесе, но у него есть шанс пережить смутные времена.

Возможно, есть и четвертая категория бизнесов, на которые кризис никак не повлиял. Но, скорее всего, честный анализ покажет, что на самом деле такие компании относятся к категориям «взрывной рост» или «выживание».

Давайте дальше будем говорить про самую распространенную категорию — бизнесы в стадии выживания. Именно их стратегию стоит сравнить со стратегией Ноя.

Точка 3. «И сказал Бог Ною: сделай себе ковчег из дерева гофер…И сделай его так:…»

Создание просторного ковчега из негниющего смолистого дерева гофер — задача срочная. Пока она не завершена, на ней должны быть сфокусированы все усилия. Большинство компаний уже прошли точку 3 и теперь во время потопа плавают в хорошем (или не очень) ковчеге. Строительство ковчега для бизнеса предполагает:

1. Кардинально сократить все затраты

- Заморозить инвестиции;

- Где возможно, передать проекты от внешних исполнителей внутренним;

- Добиться скидок у поставщиков;

- Договориться с персоналом о сокращении зарплат;

2. Сохранить денежный поток

- По максимуму собрать долги;

- Растянуть все выплаты;

Перевести работу в дистанционный режим, обеспечив ее эффективность.

Точка 4. «С тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих…Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте