Феномены

В Китай со своим опиумом

Евгения Чернозатонская

Чтобы получше понять умонастроения современного Китая, два американца поехали в Шанхай, подружились с образованными «новыми китайцами» и напросились к ним в гости в воскресенье утром. Они хотели попасть на собрание одного из многих тысяч домашних кружков по изучению Библии. В просторной квартире господина Вонга люди пели те же гимны, что и в протестантских церквях Америки, но под скачанную из интернета музыку. После религиозного караоке — проповедь одного из членов кружка. В ней сквозила одна тема: страны, где много христиан, могущественнее прочих. Значит, распространять христианскую веру в официально атеистическом Китае — патриотический долг новых элит.

Нашими путешественниками были главный редактор Economist Джон Миклетвейт и шеф вашингтонского бюро Адриан Вулдридж (один католик, другой — атеист). Вместе они написали книгу «God is Back: How the Global Revival of Faith is Changing the World» (Бог возвращается: Как расцвет религии меняет мир). Проанализировав историю последних десятилетий и статистику стран Азии, Африки и обеих Америк, авторы утверждают: религии все сильнее влияют на общественную жизнь — везде, кроме Западной Европы. Атеизм Старого Света они объясняют историческими причинами. Со времен французского Просвещения и особенно после того, как восставшие массы покончили с господством аристократии и монархии, философы передовых стран всерьез задумались над ролью религии в обществе. Расхожее объяснение — опиум народа — принадлежит Карлу Марксу. Но окончательный удар по позициям религии нанесли научные теории: дарвинизм и психоанализ Фрейда.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте