Феномены

Код бестселлера: скрытые ответы на невысказанные вопросы.

Владимир Рувинский

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ РУВИНСКИМ ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА РУВИНСКОГО ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА.

Московский книжный магазин «Библио-Глобус» всегда многолюден. Покупатели неторопливо обходят полки с книгами, приглядываясь к новинкам. На видном месте — автобиографический сборник рассказов «Несвятые святые» архимандрита Тихона (в миру Георгия Шевкунова), рядом — книга для взрослых «Пятьдесят оттенков серого» Эрики Леонард Джеймс, «порно для домохозяек», по едкому замечанию критиков. Я наблюдаю, как покупательница в раздумье листает то одну, то другую. «Знакомые посоветовали. Говорят, стоит прочитать», — объясняет она. Поразмыслив, берет обе.

Трудно понять, как на одной полке могут ужиться две столь разные книги: написанные священником рассказы об испытаниях на пути к вере и низкопробный любовный роман, изобилующий откровенными, подчас на грани фола сценами. Их объединяет только одно — читательский интерес. По данным издательства Сретенского монастыря, продано свыше 1,3 млн экземпляров «Несвятых святых». Роман британской писательницы, по данным The New York Review of Books, разошелся по всему миру совокупным тиражом 70 млн экземпляров.

Сенсация

Роман Эрики Леонард Джеймс «Пятьдесят оттенков серого» в 2012 году обогнал по темпам продаж всю серию о Гарри Поттере, и Джеймс стала самым продаваемым автором в мире. «В октябре на крупнейшей франкфуртской книжной выставке я разговаривал с издателями. Для них успех “Пятидесяти оттенков серого” — знак того, что мир рухнул, — говорит редакционный директор крупнейшего российского издательства ЭКСМО Сергей Рубис. — Они не понимают причины популярности романа».

«Чудовищная белиберда, даже с точки зрения описания садомазохизма», — говорит о романе литературный критик, директор Института книги Александр Гаврилов. С ним согласны практически все его коллеги. Роман написан плохо: сюжет примитивный, язык бедный, характеры картонные, подчас карикатурные. В центре сюжета — история любви миллионера Кристиана Грея и вчерашней студентки Анастейши Стил. Он — богатый мускулистый красавец, умный и сильный, в меру порочный, но к концу истории ставший на путь исправления благодаря любви к Анастейше. Она — воплощение невинности, бескорыстия, независимости и жертвенности.

К чести автора у нее никогда не было писательских амбиций, ей даже в голову не приходило показать свои творения издателям, и книги не были бы напечатаны, если бы слава не свалилась на нее в интернете. По ее признанию, она просто для развлечения описывала собственные эротические фантазии на веб-сайте, где пишут все кому не лень.

До известных событий Эрика Леонард (свои книги она выпускает под псевдонимом Э.Л. Джеймс) — полная, не особенно красивая и не слишком образованная женщина под пятьдесят — вела обычную жизнь жены, матери двоих сыновей и менеджера небольшой телекомпании. Чтобы скрасить будни, она читала любовные романы. Как она говорила журналу Time, на чердаке ее дома до сих пор валяется примерно 700 подобных книжек.

Свои первые литературные опыты Эрика Леонард опубликовала на сайте FanFiction.net, среди 200 тысяч других любительских сочинений, написанных по мотивам «Сумерек» американской писательницы Стефани Майер. Первоначально героями «Пятидесяти оттенков» были герои «Сумерек» Эдвард Каллен и Белла Свон, а само творение было озаглавлено Master of the Universe. У так называемого фанфика есть своя очень преданная читательская аудитория. Одна из любительниц подобного чтива решила однажды основать издательство, чтобы зарабатывать на фанатских сочинениях. Роман Эрики Леонард она хорошо знала, они были «друзьями» в социальной сети, поэтому именно ей начинающая издательница предложила продавать свое сочинение через новоиспеченную компанию Writer’s Coffee Shop.

Блогеры не преминули написать о том, что автор Master of the Universe из любителей перешла в профессионалы. Дальше на успех романа в сети обратили внимание традиционные СМИ, а после того как продажи электронной книги (уже с новыми героями и названием) перевалили за 250 тысяч, она попала в рейтинг The New York Times. После этого к Эрике Леонард пришли из крупнейшего американского издательства Random House с контрактом на семизначную сумму. Книга вышла в подразделении Vintage книгоиздательского гиганта. Несколько ведущих кинокомпаний заявили о своем желании получить права на экранизацию — дело дошло до судебной тяжбы, — но в итоге они достались Universal Pictures и Focus Features.

Эксперты ломают голову: чем объяснить такой успех? «Тема взаимоотношения полов перестала быть табуированной с начала сексуальной революции 1960-х. Полностью, — говорит писатель Дмитрий Быков. — Более того, в “Пятидесяти оттенках” ничего сколько-нибудь эротического не происходит. Все это уровень “Девяти с половиной недель”. До Джеймс и после были изданы сотни подобных эротических романов, вряд ли дело в обилии сексуальных сцен».

Можно говорить о том, что рейтинги и шумиха подогрели продажи, но ведь книга стала популярной в сети еще до каких-либо рекламных кампаний. Если бы она была неинтересна, в России ее бы не покупали, уверен Сергей Рубис из ЭКСМО; маркетинг здесь не играет решающей роли.

Дмитрий Быков предполагает, что успех «Пятидесяти оттенков серого» объясняется психологически: книга дает женщине, особенно домохозяйке, «шанс почувствовать себя лучше, чем автор», возвыситься над ним. Но и это замечание не убеждает — скорее можно говорить о том, что Э.Л. Джеймс, сама типичная домохозяйка, смогла дать читательницам то, чего они хотели.

«Главные герои — и Кристиан, и Анастейша — это люди, которые слишком много думают. Они больше живут умственной жизнью, чем телесной. Им важно ощущать ответственность за то, что происходит, и чувствовать себя хорошими, но при этом они хотят наслаждаться всем, что может дать жизнь, — рассуждает на страницах высоколобого The New York Review of Books писатель, переводчик, профессор литературы Миланского университета Тим Паркс. — То есть будучи совершенно разными и по существу карикатурными персонажами: он — воплощение силы, богатства, ума и опытности, она — сама невинность, отважно отстаивающая свою независимость; — они оба отвечают устремлениям представителей современного среднего класса». Видимо, разгадку надо искать именно в этом — не в литературных качествах книги, а в том, какие настроения автор смогла отразить. Американская писательница Мелисса Фебос предположила, что, «возможно, популярность Э.Л. Джеймс свидетельствует о кризисе феминизма» в США.

Не исключено, что причина — в кризисе института брака и вообще отношений между мужчиной и женщиной. К началу ХХ века люди были слишком скованы условностями и моральными ограничениями. Потом появился доктор Фрейд, произошла сексуальная революция, массовое искусство довершило дело, убрав почти все табу. И теперь источником стресса стал недостаток ограничений. Людям снова нужны барьеры, но другие, не те, что были разрушены: они не хотят терять завоеваний свободы.

«Отношения, особенно сексуальные — это территория, на которой наша страсть все конт­ролировать и страсть оставаться независимыми подвергаются самым сильным испытаниям: быть хозяином самому себе трудно для обоих партнеров, когда их тела скованы объятиями... Кроме прочего, думающий, анализирующий разум обеспокоен переживаниями и чувствами, которые могут казаться слишком необузданными, — пишет Паркс. — Очень скоро и Кристиан, и Анастейша обнаруживают, что совсем не знают себя: они много говорят о доминировании в сексуальных отношениях, и эти их попытки самопознания оказываются — во многом вопреки плохому качеству прозы Джеймс — вполне интересными».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте