Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Темная сторона эффективных рынков

Роджер Мартин

По общему мнению, эффективность с максимальной отдачей — это оптимальное, обнадеживающее состояние рынка. Любого рынка. Эффективный рынок со множеством покупателей и продавцов, с налаженным обменом информацией сам задает (а точнее создает) правильную цену и способствует оптимальному распределению общих ресурсов.

Все это, конечно, хорошо, но все хорошее я бы сравнил с лицом, подставленным солнечным лучам. Но легкие, согревающие кожу лучи непременно отбрасывают и темную тень. Тень эффективного рынка — нарастающая неустойчивость цен. А ведь не этого мы ждали от них.

Представьте себе, как развиваются рынки. Взять, к примеру, рынок кукурузы. Раньше фермеры выращивали кукурузу, свозили ее на местные рынки и продавали людям, которые варили из нее кашу или делали муку. У этих примитивных рынков были две характерные черты: во-первых, покупатели и продавцы должны были проживать недалеко друг от друга, так что эти рынки были достаточно узкими, рассчитанными на небольшое количество людей, а во-вторых, цена определяется непосредственным реальным спросом. Покупатели собираются использовать кукурузу в ближайшее время, а не хранить ее или перепродавать.

Когда же такие рынки развиваются и возрастает число покупателей и продавцов, неизбежно вступает в игру еще один участник — посредник, который налаживает отношения между покупателем и продавцом. Это тоже полезные люди: они помогают продавцам находить покупателей, и наоборот. С их участием рынок становится более эффективным. Поставщики находят покупателей, которые наиболее всего нуждаются в их товаре или услуге, и покупатели могут выбирать среди всех поставщиков нужного им товара. Все это, конечно, хорошо.

Читайте материал по теме: Как талант победил капитал

Но тут же возникают неожиданные последствия: как правило, участники такой системы начинают уже заниматься рыночными спекуляциями. Возрастает число тех, кто прикидывает будущую цену того или иного продукта. И вот уже кукуруза торгуется не на местном рынке, а на Чикагской продуктовой бирже. В первые годы ее существования важную роль играли реальные потребители продуктов. Они заключали здесь контракты с продавцами и действительно забирали себе купленную кукурузу.

Но со временем все изменилось. В наше время лишь ничтожная доля сделок на этой бирже завершается отгрузкой зерна. Подавляющее большинство сделок — это фьючерсы, учитывающие будущую цену, а не нынешнее использование товаров. Покупатели не собираются везти к себе кукурузу, бобы или свинину. Они просто делают деньги в расчете на будущую ценность этих самых товаров для гипотетических будущих покупателей.

Естественная эволюция рынков приводит не только к повышению эффективности: они уже ориентируются не на употребление, а на ожидания, то есть становятся похожи на акции, недвижимость и деривативы.

Вот почему непредусмотренным последствием подобной рыночной эффективности оказывается неустойчивость цен. Пока рынок ориентируется на непосредственное использование, цена товаров и услуг, как правило, не меняется чересчур резко за короткий промежуток времени. Цена меры кукурузы для семьи, которая употребляет ее в пищу, не изменяется из недели в неделю, потому что эти люди непосредственно используют приобретенный товар и потому что привычки сохраняются надолго. Конечно, если погода летом испортится, то цены начнут повышаться, поскольку и покупатели, и продавцы могут предвидеть неурожай.

Читайте материал по теме: Как талант стал двигателем экономического роста

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте