Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лидеров-то у нас достаточно, но хороши ли они?

Джанпьеро Петрильери

«Мир ищет сильных лидеров», — говорится в новом отчете Всемирного экономического форума о глобальных прогнозах на 2015 год. Эта организация с центром в Женеве наиболее известна собраниями мировых лидеров, ведущих ученых и бизнесменов. Сейчас она провела опрос 1767 экспертов и постаралась выяснить основные тенденции, которые будут тревожить нас и в этом году.

Хотя данные с полей — по секторам, странам и поколениям — зачастую противоречат друг другу, а то и вступают в конфликт — респонденты забывают о своих расхождениях, когда приступают к оценке лидеров. 86% признают мировой «кризис глобального лидерства».

«Недостаток лидерства» занимает третье место среди глобальных проблем, сразу после неравенства доходов и постоянного роста безработицы, обгоняя ослабление демократии, угрозу окружающей среде и рост национализма.

Эти результаты отнюдь не удивительны. Они выражают то же недовольство, которое было уловлено ежегодным исследованием Edelman, посвященным уровню доверия к бизнесу и правительству в различных государствах по всему миру. И во всех странах раздается отчаянный вопль экспертов: «Нам нужно больше лидеров, лучшие лидеры, чтобы разобраться с неотложными проблемами».

Из этих данных и мнений складывается общее впечатление вакуума: опасный недостаток сильных и эффективных управленцев на национальном уровне. Университеты, правительства, корпорации пытаются как-то заполнить этот вакуум. Так пытаются или нет?

Сравните эту картину с ростом «индустрии лидерства», то есть огромной всемирной отрасли, включающей образовательные заведения, издательства, стартапы, советы экспертов, фонды, агентства, корпоративные университеты, консультационные фирмы, тренинги, фрилансеров и так далее (и я в этой индустрии, разумеется, состою) и занимающейся формированием и поддержанием лидерства, моделей и образов лидерства и индивидуальных лидеров. Эта отрасль занимается также их развитием — отбором, обучением и дальнейшей помощью.

Читайте материал по теме: Как талант победил капитал

С 2010 года на фоне беспрецедентно низкого уважения к лидерам в бизнесе и политике расходы бизнеса на тренинги возросли на 30%, и основная часть средств приходится именно на развитие лидерства и лидерских качеств. В совокупности компании всего мира потратили в прошлом году 45 миллиардов долларов на эту задачу!

Как-то не сходится. Бизнес, связанный с лидерством, процветает, а все жалуются на слабость или полное отсутствие грамотного руководства.

Может быть, вложений пока маловато? Может быть, отрасль производства лидерства не развивает их в таком количестве и качестве, как сулила? И первое предположение может оказаться верным — и второе, увы, — удобная, но ложная отговорка. На самом деле данные по «кризису лидерства» наталкивают на другое, более мрачное объяснение.

Нет недостатка в лидерах.

И сильных лидеров немало. Они с энтузиазмом и успехом преследуют те задачи, на решение которых их направляют — и делают это так, как их учили, как того от них ждут.

Просто эти цели не имеют ничего общего с переменами, о которых мы мечтаем, и достижение таких целей идет во благо лишь узкому окружению лидеров.

Загляните еще раз в отчет ВЭФ. Неравенство доходов — это ведь не какой-то неизбежный рок. И компании, наращивающие прибыли, а не рабочие места, действуют не на автопилоте. Демократия съеживается, а загрязнение окружающей среды усиливается не только потому, что никому дела до этого нет. И у националистических движений есть вожди.

Читайте материал по теме: Как талант стал двигателем экономического роста

Все это не побочные эффекты отсутствия лидерства. Это последствия того лидерства, которое у нас есть.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте