Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему виртуальный мозговой штурм более эффективен

Томас Чаморро-Премузик

В конце 1980-х годов Питер Друкер предсказал, что в ближайшем будущем технологии будут играть все более значительную роль в повышении эффективности работы команд. И он был совершенно прав, но нашим коллективам еще предстоит испытать на себе все преимущества использования высоких технологий. Да, о виртуальных командах и инструментах для онлайн-сотрудничества много говорится, но наше применение технологии для постоянного и систематического улучшения совместной работы основано скорее на интуиции, чем на научном подходе.

Одним из исключений являются технологии мозгового штурма. Данный прием до сих пор активно применяется в организациях, несмотря на отсутствие доказательств его эффективности и наличие свидетельств того, что на деле он приводит к потерям в производительности. Однако отрадно отметить, что современные технологии могут повысить эффективность мозгового штурма путем замены вербальной формы, для которой необходимо физическое присутствие людей в одном месте, на письменную и виртуальную (которую также называют виртуальным мозговым штурмом).

В самом деле исследователи сравнили эффективность похожих групп при «живом» и виртуальном мозговом штурме и обнаружили, что последний порождает больше высококачественных замыслов, а также больше творческих идей в пересчете на одного человека. Кроме того, при этом повышается и уровень удовлетворения от родившихся идей. Как показано в нашем мета-анализе, виртуальный мозговой штурм увеличивает уровень креативности (по сравнению с общением «вживую») почти на 50%, учитывая стандартное отклонение. Это значит, что почти 70% участников с большой долей вероятности принесут худшие результаты при традиционной форме мозгового штурма, чем при виртуальной.

Читайте материал по теме: Три принципа успешного управления проектами

Преимущества мозгового штурма в онлайне объясняются тремя причинами.

Во-первых, виртуальное общение устраняет «блокировку производительности», ситуацию, когда доминирующие участники слишком много говорят, подминая под себя все общение и затмевая своих коллег. Это приводит к перегрузке сознания и мешает участникам, склонным к интроверсии, генерировать творческие идеи. В виртуальном мозговом штурме есть четкая позитивная зависимость между размером группы и ее результативностью, тогда как в традиционном, живом процессе при количестве участников более шести наблюдается тенденция к хаосу. В онлайн-пространстве реально нет пределов размеру группы: издержки по участию пяти или пятидесяти человек практически одинаковы, а на самом деле вы еще и экономите, позволяя людям работать удаленно из разных мест. Поэтому виртуальный мозговой штурм гораздо лучше поддается масштабированию. А каждый добавленный в список человек — это потенциально новые идеи.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте