Наука

«Познание начинается с удивления»

Юлия Фуколова
Фото: Евгений Дудин

Непрерывное обучение в течение всей жизни стало необходимостью. Поэтому важно понимать основы андрагогики — науки об образовании взрослых. О том, как именно, чему и зачем стоит учить взрослых людей, рассказывает доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой андрагогики Института развития дополнительного профессионального образования Майя Громкова.

HBR — Россия: Чем занимается педагогика, знают все. А что такое андрагогика?

Громкова: Давайте обратимся к семантике слова. Педагогика в переводе с греческого означает «вести ребенка». Заменяем первую часть слова на «андрос», что означает мужчина, зрелый человек. Соответственно, андрагогика — это отрасль педагогики, где учитывается специфика образования взрослых людей. В андрагогике не выделяют основоположника — как и во многих других социальных науках, она родилась из практики. Люди всегда учились друг у друга, опыт накапливался, обобщался. Появилась необходимость вывести определенные закономерности и правила, научиться этот опыт передавать. Сам термин предложил немецкий учитель Александр Капп в начале ХIХ века, популяризатором андрагогики в 70-е годы прошлого века можно считать Малколма Ноулза. В России тоже много известных имен — Виктор Онушкин, Семен Вершловский, Георгий Щедровицкий и другие.

Что нового привнесла андрагогика в педагогику?

Главная инновация, которую при­внесла андрагогика, состоит в том, что ученика признали субъектом. С ним важно считаться, создавать для него ситуацию выбора, чтобы он тренировался в принятии решений и ответственности за них. Ребенок психологически взрослеет медленно, если его все время опекают, лишают самостоятельности и права выбора. Уже защитив докторскую диссертацию и написав много статей и книг, я сделала для себя открытие, что андрагогика занимает место современной инновационной педагогики, становится ее методологией. В ребенке стараются увидеть субъекта, используют технологии, действия, направленные на психологическое взросление. И это здорово.

В чем специфика образования взрослых?

Важно уяснить, что мы вкладываем в понятие «образование». Его можно рассматривать как систему, ценность, как процесс, деятельность, наконец, как специ­фическую услугу. Корень этого слова и его суть — «образ», то есть в процессе образования складывается новый образ окружающего мира, меняется сознание человека. Процесс образования в научном смысле — это изменение внутреннего образа. Процесс может быть формальным — занятия за партой по расписанию, получение сертификатов по окончании курса. Но он также совершается и неформально. Например, в общении с другим человеком. Услышали случайную фразу, и наступает новое понимание ситуации или события. Взрослый идет учиться, чтобы приобрести профессию, изменить свой внутренний образ, окультурить его и, может быть, осовременить. Результат в первую очередь зависит от атмосферы, которую создает учебное заведение.

КАК ОБУЧАТЬ ВЗРОСЛЫХ
Структура образовательной и профессиональной деятельности

ИСТОЧНИК Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. М., 2015

Что в учебном процессе взрослый делает иначе, чем ребенок?

У педагогов есть каламбур: ребенок как огурец в рассоле, он все впитывает. Ключевое отличие образования взрослых — степень осознанности своих действий. Взрослый задает себе вопросы: «Мне это обучение для чего?» — это вопрос целей, мотивации. «Что мне из изучаемого будет нужно, а что нет?» — и выбирает содержание (правила, предписания, установки, законы, инструкции и т. д). Наконец, третий вопрос: «Как я получу результат?» — это вопрос методов, которые развивают способности. Важно их объективно оценивать.

На образовательную позицию взрослого влияет его собственная мотивация и окружающие условия. Если внутренней мотивации недостаточно, ее важно создавать, преподаватель и группа укрепляют ее. А бывает и наоборот: человек настроен на активную деятельность, а ее нет. Преподаватель не умеет организовывать деятельностную атмосферу и учит по старинке — как детей. Чрезмерная вербализация — один из недостатков профессионального образования. В образовании взрослых наиболее эффективны деятельностные методы — например, групповая работа.

Для детей тоже важны действия.

Действительно, педагогика тоже этим озабочена и ищет примеры в зарубежном опыте, то на Западе, то на Востоке. Взрослый человек выбирает действия как решение собственных проблем. Если ему нужно выступать публично, а с этим есть сложности, он осознает проблему и идет на тренинги. А ребенку должны указать и помочь родители или учителя.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте