Наука
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему бизнес-школы отстают от жизни

Ашиш К. Бхатия , Наталия Левина
Фото: Image Source/Getty Images

В начале апреля один тайский студент нашего класса по предпринимательству понял, что в Тайланде не хватает качественных и недорогих санитайзеров для рук. Чтобы помочь стране в борьбе с COVID-19 и заработать, он быстро переоборудовал свою семейную медицинскую фабрику и начал выпускать санитайзер. Такие кейсы есть и в США: например, когда компания Dollaride, прошедшая инкубатор Future Labs Нью-Йоркского университета, поняла, что во время пандемии упал спрос на ее бизнес (услуги общественного транспорта в арендованных фургонах), она изменила бизнес-модель и приспособила свои фургоны, технологии и маршруты для растущего рынка доставки посылок.

Меняя курс, эти предприниматели не стали делать того, чему учат в бизнес-школах: они не проводили долгосрочный анализ рынка, не составляли бизнес-план и не взвешивали альтернативные варианты. Проведя такой анализ, возможно, они обнаружили бы, что краткосрочная выгода не окупит расходы на оборудование, или запутались бы, пытаясь рассчитать длину пандемии и дату восстановления глобального рынка производства. Вместо этого они просто взялись за дело, используя имеющиеся у них ресурсы.

Такой подход к предпринимательству, при котором вы используете все свои знания, знакомства и таланты, чтобы сразу приступить к делу, называется «эффектуацией». В бизнес-школах такому не учат: там, как правило, предпочитают подробно прогнозировать риск и прибыль. Но будущее становится все более сложным и непредсказуемым, поэтому бизнес-школы должны принять новую философию, чтобы выпускать новых предпринимателей-лидеров, которые могут быстро приспособиться к новым условиям.

Можно ли научить предпринимательству в бизнес-школе?

Современные программы MBA предлагают целый ряд курсов по предпринимательству — от формальных до конкурсов и инкубаторов стартапов, — но многие сомневаются, что преподаватели с академическим подходом могут чему-то научить предпринимателя. Бессчетное множество успешных бизнесменов никогда не ходили в бизнес-школу — а то и вовсе не закончили университет. Более того, предпринимателю нужно воображение и тяга к прорывным, контринтуитивным решениям. Все это не слишком вписывается в расписание типичной бизнес-школы, забитое абстрактной аналитикой и точными расчетами.

Все же многие бизнес-школы считают, что в предпринимательстве есть место формальному обучению, и стараются обновить свои программы для нужд современных студентов. Недавно мы провели исследование и проанализировали три лучших североамериканских программы MBA, чтобы понять, как каждая из них решает эту проблему. В отрасли, где образовательные программы очень похожи одна на другую, эти школы ломают шаблоны и развивают собственную философию в преподавании предпринимательства.

Первый обнаруженный нами подход нацелен на то, чтобы помочь студентам понять ценность опыта. В Школе менеджмента Ротмана при университете Торонто класс по предпринимательству превращен в хирургическую операционную. Студенты сидят в большой аудитории и смотрят, как профессор проводит операцию — только не на человеке, а на стартапе. В Лаборатории созидательного разрушения школы Ротмана к профессорам присоединялся коллектив опытных предпринимателей: они вместе анализировали стартапы, и студенты постепенно понимали, что предпринимательским навыкам можно научиться только на опыте. Другие бизнес-школы тоже ввели похожие программы — например, Endless Frontier Labs (Лаборатория «Бесконечный фронтир») школы бизнеса Штерна при Нью-Йоркском университете тоже разделяет стремление к обучению через опыт.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте