Почему бизнес-школы отстают от жизни | Большие Идеи

・ Наука
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему бизнес-школы отстают
от жизни

Чему должны учить предпринимателей в XXI веке

Авторы: Ашиш К. Бхатия , Наталия Левина

Почему бизнес-школы отстают от жизни
Image Source/Getty Images

читайте также

Огнеупорная команда: как спасти себя и коллег от выгорания

Келли Грубер,  Рене Полицци,  Тони Шварц,  Эмили Пайнс

Какие KPI вам нужны на самом деле

Грэм Кенни

«Слабая троечка»: почему у российских компаний низкий цифровой интеллект и как это можно изменить

Дмитрий Шушкин

Не соскучишься: что делать, если ваша отрасль не привлекает молодежь

Билл Тейлор

В начале апреля один тайский студент нашего класса по предпринимательству понял, что в Тайланде не хватает качественных и недорогих санитайзеров для рук. Чтобы помочь стране в борьбе с COVID-19 и заработать, он быстро переоборудовал свою семейную медицинскую фабрику и начал выпускать санитайзер. Такие кейсы есть и в США: например, когда компания Dollaride, прошедшая инкубатор Future Labs Нью-Йоркского университета, поняла, что во время пандемии упал спрос на ее бизнес (услуги общественного транспорта в арендованных фургонах), она изменила бизнес-модель и приспособила свои фургоны, технологии и маршруты для растущего рынка доставки посылок.

Меняя курс, эти предприниматели не стали делать того, чему учат в бизнес-школах: они не проводили долгосрочный анализ рынка, не составляли бизнес-план и не взвешивали альтернативные варианты. Проведя такой анализ, возможно, они обнаружили бы, что краткосрочная выгода не окупит расходы на оборудование, или запутались бы, пытаясь рассчитать длину пандемии и дату восстановления глобального рынка производства. Вместо этого они просто взялись за дело, используя имеющиеся у них ресурсы.

Такой подход к предпринимательству, при котором вы используете все свои знания, знакомства и таланты, чтобы сразу приступить к делу, называется «эффектуацией». В бизнес-школах такому не учат: там, как правило, предпочитают подробно прогнозировать риск и прибыль. Но будущее становится все более сложным и непредсказуемым, поэтому бизнес-школы должны принять новую философию, чтобы выпускать новых предпринимателей-лидеров, которые могут быстро приспособиться к новым условиям.

Можно ли научить предпринимательству в бизнес-школе?

Современные программы MBA предлагают целый ряд курсов по предпринимательству — от формальных до конкурсов и инкубаторов стартапов, — но многие сомневаются, что преподаватели с академическим подходом могут чему-то научить предпринимателя. Бессчетное множество успешных бизнесменов никогда не ходили в бизнес-школу — а то и вовсе не закончили университет. Более того, предпринимателю нужно воображение и тяга к прорывным, контринтуитивным решениям. Все это не слишком вписывается в расписание типичной бизнес-школы, забитое абстрактной аналитикой и точными расчетами.

Все же многие бизнес-школы считают, что в предпринимательстве есть место формальному обучению, и стараются обновить свои программы для нужд современных студентов. Недавно мы провели исследование и проанализировали три лучших североамериканских программы MBA, чтобы понять, как каждая из них решает эту проблему. В отрасли, где образовательные программы очень похожи одна на другую, эти школы ломают шаблоны и развивают собственную философию в преподавании предпринимательства.

Первый обнаруженный нами подход нацелен на то, чтобы помочь студентам понять ценность опыта. В Школе менеджмента Ротмана при университете Торонто класс по предпринимательству превращен в хирургическую операционную. Студенты сидят в большой аудитории и смотрят, как профессор проводит операцию — только не на человеке, а на стартапе. В Лаборатории созидательного разрушения школы Ротмана к профессорам присоединялся коллектив опытных предпринимателей: они вместе анализировали стартапы, и студенты постепенно понимали, что предпринимательским навыкам можно научиться только на опыте. Другие бизнес-школы тоже ввели похожие программы — например, Endless Frontier Labs (Лаборатория «Бесконечный фронтир») школы бизнеса Штерна при Нью-Йоркском университете тоже разделяет стремление к обучению через опыт.

Второй подход, который мы обнаружили, заключается в том, чтобы изменить привычки студентов, чтобы они не впадали в аналитический ступор. У каждого из нас есть голос в голове, который говорит: «А что, если все пойдет не так?» или «Как свести риски к минимуму?» Представьте, как полезно было бы научиться заглушать этот голос, а вместо этого спрашивать себя: «Что, если все пойдет хорошо?» Школа бизнеса Дарден университета Вирджинии — место рождения термина «эффектуация». Здесь студентов учат осознавать имеющиеся у них ресурсы и принимать определенный риск. Это противоположность обычного подхода бизнес-школ, сконцентрированного на минимизации риска. Кроме того, многие считают, что бизнес — это беспощадная конкуренция, но в Дардене студентам объясняют силу совместных инноваций, поощряя их открыто обмениваться идеями с коллегами и использовать разнообразие идей и точек зрения, чтобы вместе создавать стартапы.

Третий подход, который мы обнаружили, более традиционный для бизнес-школ. Мы увидели, что Уортонская школа бизнеса при Пенсильванском университете по-прежнему концентрируется на ресурсах и оптимизации рисков, что характерно для большинства бизнес-школ. Ее философия заключается в том, что предпринимательство нужно преподавать так же, как любой другой предмет, — давать студентам аналитические модели и инструменты из опубликованных научных исследований о бизнесе. Эта информация может пригодиться опытным предпринимателям и помочь основателям стартапов избежать распространенных ошибок: выбора неправильного сооснователя, заключения соглашения с инвесторами на плохих условиях или неоптимальных решений о продукте. Впрочем, она не так полезна для бизнесменов, которые работают в условиях экстремальной неопределенности.

Учите студентов MBA, что будущее непредсказуемо — и это нормально

Нынешняя пандемия показывает, что предпринимателей нужно готовить ко все более сложным и неопределенным условиям. Мы должны научить будущих лидеров, чтобы они воспринимали неопределенность будущего не как проблему, которую нужно решить, а как факт, который нужно принять.

В неизвестном будущем всем лидерам придется стать немного предпринимателями — визионерами, способными творить, адаптироваться и действовать быстро, чтобы разобраться с любыми вызовами на своем пути. Бизнес-школам нужно поторопиться с принятием новой образовательной философии, которая поможет новым поколениям предпринимателей — и других руководителей — справиться с этими проблемами.

Об авторах

Ашиш К. Бхатия (Ashish K. Bhatia) — академический директор программы бакалавриата по технологиям, бизнесу и предпринимательству в Школе бизнеса Штерна при Нью-Йоркском университете.

Наталия Левина (Natalia Levina) — профессор информационных систем в Школе бизнеса Штерна при Нью-Йоркском университете и директор Центра технологий, бизнеса и инноваций Fubon.