Наука
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чему на самом деле учат кейсы в Гарвардской школе бизнеса

Нитин Нория
Фото: Klaus Vedfelt/Getty Images

За те десять лет, что я был деканом Гарвардской школы бизнеса, я провел сотни часов, беседуя с нашими выпускниками. Чтобы оживить беседу, я часто задавал один из любимых вопросов: «Чему самому важному вы научились в рамках нашей MBA-программы?»

Ответы были самыми разными, но кое-что в них было общим. Практически никто не упоминал конкретные бизнес-концепции. Многие говорили о близкой дружбе или однокурснике, который стал партнером по жизни и бизнесу. Но чаще всего выпускники подчеркивали личные качества и такие навыки, как «большая уверенность в себе» или «умение работать в тесном сотрудничестве с другими для решения проблем». Когда я спрашивал, как им удалось развить в себе эти навыки, они неизбежно упоминали метод анализа кейсов.

Гарвардская школа бизнеса стала пионером в использовании тематических кейсов в рамках обучения по программе менеджмента в 1921 году. Теперь мы отмечаем столетие применения данной методики, и к этому моменту о ее эффективности написано многое. Я согласен со многими выводами и наблюдениями. Практические кейсы ставят студентов перед реальными бизнес-дилеммами и заставляют принимать реальные решения. Кейсы учат студентов быстро оценивать бизнес-проблемы, принимая во внимание более широкий организационный, отраслевой и социальный контекст. Учащиеся лучше запоминают концепции, облеченные в форму реального кейса, так же как люди лучше запоминают слова, использованные в нужном контексте. Кейсы учат студентов применять теорию на практике и выводить теорию из практики. Метод анализа кейсов развивает способности к критическому анализу, здравому рассуждению и принятию решений, а также умение действовать.

Есть одно слово, наиболее точно отражающее широкий набор способностей, которые, по словам наших выпускников, они приобрели благодаря методу кейсов. И слово это — метанавыки. Именно метанавыки являются преимуществом, которое могут недооценить те, кто никогда не сталкивался с этим методом в рамках своего обучения.

Педагоги определяют метанавыки как группу устойчивых способностей, позволяющих быстрее учиться новому. Побуждая ребенка учиться играть на музыкальном инструменте, родители могут надеяться не только на развитие музыкальных навыков (которыми одни дети овладевают, а другие — нет), но и на пользу, которую ребенок получит от осознанной и последовательной практики. Последний метанавык пригодится для изучения многих других дисциплин, помимо музыки.

Позвольте мне описать семь жизненно важных метанавыков, которые студенты приобретают благодаря методу анализа кейсов.

1. Подготовка

Студентам негде спрятаться, когда преподаватель может вызвать любого из них первым выступить в обсуждении кейса. Десятилетиями после окончания учебы студенты вспоминают эти опросы: как они или другие учащиеся замирали от страха, как поднимались и пытались отстоять свое мнение, какие бы беспощадные вопросы ни задавал им профессор.

Метод анализа кейсов помогает студентам научиться готовиться. Обычно учащиеся проводят несколько часов за чтением, выделением важного и обсуждением кейсов перед занятием. Иногда они делают это в одиночку, иногда в группах. Количество кейсов, которые нужно подготовить, может сводить с ума — и это неспроста.

Навык подготовки подразумевает умение заранее читать материалы, расставлять приоритеты, определять ключевые проблемы и формировать исходную точку зрения. Это метанавык, который помогает людям добиваться успеха в широком спектре профессий и рабочих ситуаций. Все мы видели, как подготовленный человек, понимающий, о чем он говорит, завоевывает доверие участников деловой встречи. Привычка готовиться к обсуждению кейса может превратить студента именно в такого человека.

2. Умение различать

Как правило, кейсы довольно длинные. Типичный кейс включает в себя историю, отраслевой бэкграунд, описание действующих лиц, обсуждения, финансовую отчетность, первичную документацию и другие элементы. Некоторые материалы могут иметь отвлеченный и несущественный характер. Часто в кейсах не хватает какой-то важной информации.

Метод анализа кейсов учит студентов фокусироваться на главном, игнорировать лишнее, бегло знакомиться с проходной информацией и концентрироваться на том, что действительно имеет значение. Все эти метанавыки необходимы руководителям, регулярно сталкивающимся с парадоксом одновременного переизбытка и нехватки информации. Как лаконично выразился один из выпускников, «метод анализа кейсов научил меня отделять зерна от плевел».

3. Распознавание искажений восприятия

Первое впечатление студентов о кейсе часто связано с прошлым рабочим и жизненным опытом. Например, люди, работавшие в сфере финансов, склонны рассматривать кейсы сквозь призму финансов. Однако эффективные руководители высшего звена должны понимать мотивы и проявлять эмпатию по отношению к разным сторонам, а обсуждение десятков кейсов поможет выявить склонность к искажению восприятия и естественную тенденцию отдавать предпочтение одной точке зрения перед другой, если таковые имеют место. Студенты начинают лучше понимать самих себя и получают возможность устранить искажения и научиться более внимательно слушать сокурсников, чьи аргументы помогут им выйти за рамки собственных предубеждений.

Распознавание и корректировка предубеждений — бесценный метанавык в бизнес-среде, где лидерам неизбежно приходится работать с людьми из разных подразделений, с разным опытом и взглядом на проблему.

4. Здравое суждение

Во время разбора кейсов студенты становятся на место главных действующих лиц, а значит, они должны принимать и защищать свои решения. Формат предусматривает место для подробного обсуждения, но не дает пространства пустой болтовне: профессора подталкивают учеников к выбору, прекрасно зная, что наличие одного правильного ответа — большая редкость.

Об авторе

Нитин Нория (Nitin Nohria) — бывший декан Гарвардской школы бизнеса.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте