20-21: Уроки стойкости
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как подготовить бизнес к жизни после пандемии

Карстен Лунд Педерсен , Томас Риттер
Фото: PM Images/Getty Images

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия оформить подписку.

Наряду с серьезным медицинским и гуманитарным кризисом, вызванным пандемией коронавируса, руководители по всему миру сталкиваются с огромными проблемами в области бизнеса: резким падением потребительского спроса, значительными изменениями требований регулирующих органов, нарушениями в цепочках поставок, безработицей, экономическим спадом и ростом неопределенности. И аналогично медицинской и гуманитарной стороне кризиса бизнес также нуждается в восстановлении. Действовать наугад не получится: организации сейчас должны заложить основу для своего восстановления.

Согласно теоретику в области управления Генри Минцбергу, стратегия состоит из 5 «П»: плана, приема, поведения, позиции и перспективы. Мы использовали эту структуру, чтобы предложить наши собственные 5 «П»: позицию, план, перспективу, проекты и подготовку. Вы можете руководствоваться следующими вопросами, работая над тем, как оправиться от кризиса.

1. Какую позицию вы можете занять во время и после пандемии?

Чтобы принимать разумные стратегические решения, вы должны понимать позицию своей организации. Кем вы являетесь на рынке, какую роль играете в экосистеме и кто ваши основные конкуренты? Также вы должны понимать, куда движетесь. Можете ли вы свернуть работу и снова открыться после окончания пандемии, ничего не меняя? Можете ли вернуть упущенное? Обанкротитесь вы или сможете снова стать лидером рынка, воспользовавшись событиями во время карантина?

Мы слышали о многих компаниях, в том числе из сферы туризм, гостиничного бизнеса и организации мероприятий, сомневающихся в том, что они смогут выжить по окончании пандемии. Мы также слышали о компаниях, чей рост ускорился благодаря высокому спросу на их ценностное предложение. К ним относятся производители оборудования для домашних офисов, инструментов общения и сотрудничества через интернет, а также компании, доставляющие товары на дом. Из-за этих факторов устойчивость компаний отличается. Чтобы наметить вероятную позицию по окончании пандемии, нужно начинать действовать уже сейчас.

2. Каков ваш план восстановления?

План — это порядок действий в направлении позиции, которую вы надеетесь занять. В нем должно быть изложено, что необходимо сделать сегодня для достижения ваших целей завтра. В текущем контексте вопрос заключается в том, что вы должны сделать, чтобы пережить кризис и вернуться на рынок по его окончании.

Отсутствие плана только усилит дезориентацию в и без того непонятной ситуации. Планируя шаги, которые вы намерены предпринять, мыслите широко и глубоко, учитывая долгосрочную перспективу.

3. Как изменится ваша культура и идентичность?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте