20-21: Уроки стойкости
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как подготовиться к возвращению в офис

Рон Каруччи
Иллюстрация: Maria Hergueta

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.

В ближайшее время карантинные ограничения во многих странах будут смягчены, и компании начнут возвращать людей в офисы. Многие этому рады, потому что устали сидеть дома, но если вас это скорее тревожит, знайте: вы не одни. 70% участников опроса, проведенного PwC, сказали, что не скучают по офису, и у этого есть несколько главных причин. 51% говорят, что дело в первую очередь в страхе подхватить вирус. Другие также боятся пользоваться общественным транспортом, а кому-то не с кем оставить дома детей.

Эти страхи вполне рациональны и предсказуемы. Как бы сложно нам ни было переходить на удаленную работу, возвращаться в офис будет еще сложнее. Дело отчасти в том, как наш мозг справляется с неожиданными изменениями. Несколько месяцев назад, когда мы начинали работать из дома, у нас почти не было прецедентов. Никто не знал, как превратить столовую в офис, а подвал — в учебный класс для ребенка. Мы как будто потерялись в неизвестности, — и нас захлестнул адреналин, придав нам креативность и изобретательность. В конце концов мы адаптировались к новым условиям. Творческий подход — это всегда приятно, даже если он вызван необходимостью и стрессом. Когда мы впервые решаем незнакомую задачу, то чувствуем гордость — не только за сам результат, но и за то, что смогли преодолеть свой страх и неопытность.

Но возвращаясь в офис, мы рассчитываем встретить там знакомую рутину. У нашего мозга есть режим автопилота: готовые решения, которые помогают нам справляться с рутинными задачами с минимальными усилиями. Именно благодаря ему мы можем доехать до офиса и сами этого не заметить. Но теперь, когда ваш мозг попытается перейти на автопилот, он натолкнется на изменившуюся реальность — и может быть, вы «потеряетесь в известном». Новое место для парковки, проверка температуры на входе, переставленный рабочий стол, полтора метра до соседа по очереди за кофе, маски — вот только несколько возможных нововведений, которые будут противоречить вашим ожиданиям. Может быть, вы привыкнете к ним за десять секунд — но на каждое перестроение все равно нужны огромные умственные усилия, и в первые недели их придется совершать довольно часто.

Вот несколько приемов, которые помогут вам подготовиться к возвращению в офис, свести стресс к минимуму и адаптироваться как можно быстрее.

Следите за своей тревожностью. Возможно, вы хотите спрятать свое волнение и проявить оптимизм и уверенность перед лицом неизвестности — а может быть, и сами не догадываетесь, как плохо скрываете свои чувства. Если у вас есть хоть немного тревоги по поводу возвращения в офис, вы можете скрывать или показывать ее, но главное — обращайте на нее внимание и найдите, с кем ее можно обсудить. Если не хотите говорить об этом с начальником, обратитесь к кому-нибудь из HR-отдела или сходите к коучу или терапевту.

Неотрефлексированная тревожность может привести к проблемам как со здоровьем, так и с важными отношениями. Например, у вас может появиться бессонница, склонность к перееданию или желание всегда строго соблюдать правила, чтобы сохранить какое-то чувство контроля. Сотрудница одной из компаний, с которыми я работаю, так волновалась после возвращения в офис, что начала контролировать, чтобы все строго соблюдали правила ношения масок — конечно, остальных это только раздражало. Какую бы форму ни принимал ваш дискомфорт, всегда старайтесь видеть и разрешать его.

Наберитесь терпения и будьте гибкими. Вероятно, правила изменятся еще не раз. Компания должна адаптироваться к новой информации и меняющимся условиям, иногда импровизируя на ходу и ошибаясь. Сохраняйте терпение и гибкость, чтобы при каждом таком изменении не раздражаться и не нервничать. Постарайтесь не думать, что ваше начальство «само не знает, что делает». Когда компания учится чему-то новому, это, как правило, хорошо — даже если приходится приспосабливаться на ходу.

Скорее всего, ваш мозг будет и дальше искать знакомые маршруты, которые можно пройти на автопилоте — и вы удивитесь, как быстро он приспособится к новым условиям. Но постарайтесь не расслабляться слишком быстро. Например, всего через три дня после того, как вы привыкнете к новому времени начала работы, оно может измениться снова. Будьте к этому готовы, и тогда такие изменения не будут вас так раздражать.

Наконец, проявите сочувствие к своему начальнику — особенно если вам кажется, что он не слишком хорошо справляется с работой. Поймите, что начальству тяжело вдвойне: оно должно не только привыкнуть к новым условиям само, но и помочь вам. Пока мы не разберемся, как теперь нужно жить и как сохранять продуктивность и безопасность, всем нам нужна дополнительная эмпатия и гибкость. Будьте уверены: когда все приспособятся к новым условиям, жить станет проще.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте