Исследования

Сценарии, которые сбываются

Юлия Фуколова

Как прогнозировать будущее в условиях неопределенности? Ни на один метод полностью полагаться невозможно, тем более, когда цена ошибки слишком велика. Чтобы достичь желаемого будущего, ученые проводят форсайт-исследования. Как работает эта технология, рассказывает заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний, руководитель Международного научно-образовательного форсайт-центра НИУ ВШЭ Александр Соколов. 

Многие слышали про форсайт-исследования, но не знают, кто разрабатывал эту методологию. Как она появилась?

В переводе с английского форсайт (foresight) означает «предвидение». Этот термин впервые использовал писатель-фантаст Герберт Уэллс — в 1930 году он предложил ввести новую специальность — «профессор предвидения», который сможет анализировать и находить применение будущим технологическим открытиям. Методология форсайт-проектов зародилась в 1950-х годах.

Сначала этим занималась американская корпорация RAND, которая оценивала перспективы тех или иных технологий для оборонной сферы. Позже форсайт вышел за рамки науки и технологий – метод стали использовать для анализа перспективных рынков, прогнозирования социальных процессов и т. д. На сегодняшний день в разных странах проводят тысячи форсайт-исследований – Европейская сеть European Foresight Monitoring Network насчитывает свыше двух тысяч проектов самой разной направленности. Спектр их очень широк: от крупных национальных прогнозов развития науки и технологий до исследования перспектив телевидения для детей, или, скажем, форсайта для малых стран (этим занимались Эстония, Кипр и Мальта).

Что представляет собой форсайт-проект?

Если коротко, то форсайт — это система методов экспертной оценки. Собирается круг стейкхолдеров — лиц, принимающих решения, а также наиболее компетентных экспертов в рассматриваемой области. Исходя из того, что вариантов будущего может быть много, они совместно обсуждают и вырабатывают согласованное представление о том, какой вариант будущего наиболее предпочтителен. Но, в отличие от традиционных методов прогноза (forecast), участники форсайта не пытаются угадать будущее, а выстраивают систему мер, которые позволяют его достичь.

Исследование, как правило, строится по определенной логике. Во-первых, сначала нужно оценить глобальные вызовы — какие проблемы стоят перед конкретной областью, которую вы изучаете, какие тенденции будут определять ее будущее. Выявить факторы, влияющие на рынки или социальные взаимоотношения (если речь идет об обществе). Во-вторых, понять, как изменятся существующие рынки, какие продукты или услуги будут наиболее востребованы на них, какие нужны технологии, чтобы быть успешными на этих рынках. Наконец, определить, какая наука нужна, чтобы эти технологии разрабатывать. Проанализировав полностью всю цепочку, вы нащупаете точки, в которых ожидается рост — это могут быть технологические прорывы, новые рынки. На них предстоит сконцентрироваться и выстроить систему приоритетов, на которые вы будете тратить ресурсы в первую очередь. А дальше для выбранных приоритетов вы можете строить технологические дорожные карты.

Что такое дорожная карта?

Это наглядное представление сценариев развития определенного объекта — продукта, технологии или целой отрасли. Впервые дорожные карты использовала компания Motorola в 1989 году. Выглядят они как красивая и сложная схема, составленная по определенной логике. Например, мы недавно проводили исследование для авиастроительной отрасли. Оценив рынки транспортных перевозок, определили, какие требуются летательные аппараты, какие технологии должны использоваться в этих аппаратах, каков уровень готовности этих технологий. Отдельные слои карты строятся для важнейших компонентов — планера, двигателя, бортовой аппаратуры, новых материалов. На итоговой карте отражаются технические требования к отдельным компонентам самолета во взаимосвязи с анализом рынков, а также последовательность действий по разработке ключевых технологий и отдельных элементов самолета.

Сколько человек участвует в подобных проектах?

Экспертов может быть и сто человек, и несколько тысяч, при этом степень вовлеченности бывает самой разной. Например, нужно заполнить анкету, дать развернутое интервью, принять участие в работе экспертных групп. На очные встречи приглашают ограниченное количество людей — ученых, бизнесменов, управленцев. Все зависит от организаторов исследования, используемых методов, а также бюджета проекта. Скажем, многоступенчатые опросы по методу Дельфи довольно затратные, они могут стоить до нескольких миллионов рублей.

Но экспертные опросы не очень надежны. Например, никто не предполагал, что на смену лошадям придут машины, и в ХIХ веке эксперты всерьез считали, что Лондон скоро будет завален по самые крыши конским навозом.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте