Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

На нуле: почему у нас заканчиваются силы

Нир Эйл
hbr.org

Еще недавно мой обычный вечер по будням выглядел так: после особенно тяжелой работы я садился на диван и часами расслаблялся. Обычно люди так смотрят Netflix, но я просто поедал мороженое, примерно по полкило за раз. И хотя я знал, что есть его в таких количествах вредно и долго сидеть без движения — тем более, я все равно убеждал себя, что у меня был трудный день и я заслужил отдых.

Психологи-исследователи назвали это явление истощением эго. Согласно некой теории, наша сила воли «подсоединена» к ограниченному запасу умственной энергии, и когда последняя исчезает — у нас больше вероятности утратить самоконтроль. Эта теория вроде бы точно объясняет мое вечернее потакание своим слабостям.

Но последние исследования показывают: мы понимаем силу воли совершенно неправильно, да и сама теория об истощении эго, возможно, далека от истины. Более того, сама убежденность в том, что сила воли — ограниченный ресурс, способна сослужить нам плохую службу. Из-за нее у нас больше шансов утратить самоконтроль и поступить вразрез с тем, что, по нашему мнению, для нас хорошо.

Истощение эго получило научное подтверждение в конце 90-х годов XX века, когда психолог Рой Баумейстер с коллегами из Университета Кейс Вестерн Резерв провел эксперимент, который с тех пор был процитирован разными учеными более трех тысяч раз.

В процессе эксперимента исследователи попросили две группы людей провести некоторое время в комнате, где стояли две тарелки с едой. На одной было свежеиспеченное печенье, а на другой — редиска. Каждой группе разрешалось есть только из одной тарелки, то есть испытуемые, которым позволяли брать только редиску, должны были проявить недюжинную силу воли, чтобы удержаться от печенья.

На следующем этапе каждой группе предлагали решить головоломку. Выполнить задание было невозможно, но участники эксперимента об этом не знали. Ученые хотели выяснить, какой коллектив будет работать над задачей дольше, и предполагали, что люди из группы с редиской (которые уже истратили значительный запас своей энергии на воздержание от печенья) сдадутся быстрее. Именно так и произошло.

Испытуемые, вынужденные отказаться от печенья, в среднем продержались всего восемь минут, в то время как пожиратели оного (а также контрольная группа, которая участвовала только в опыте с головоломкой) выдержали девятнадцать. Ученые сделали вывод, что эго тех, кто ел редиску, совершенно точно подверглось истощению.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Perspectives on Psychological Science, ученые попытались воспроизвести результаты Баумейстера, но не нашли подтверждения теории истощения эго. Причем в нем участвовало более двух тысяч человек, а также проводились эксперименты, одобренные Баумейстером. Более того, два дополнительных исследования, о которых написал журнал PLOS ONE, тоже не смогли воспроизвести результаты первоначального. Баумейстер оспорил методологию, использованную в некоторых последующих экспериментах, однако сегодня многие ученые подвергают сомнению теорию истощения эго.

В 2010 году Эван Картер, в то время аспирант Университета Майами, стал одним из первых людей, кто засомневался в выводах Баумейстера. Картер изучил данные почти двухсот экспериментов, из которых следовало, что истощение эго существует. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что авторы метаанализа проявили предвзятость в выборе данных: они не включили в исследования противоречивые сведения. Таким образом, Картер понял, что если их учесть, то окажется, что у теории истощения эго нет серьезного основания.

Более того, некоторые получившие распространение идеи — например, то, что сахар — мощный стимулятор силы воли, были полностью развенчаны. Во-первых, сахар от глотка лимонада не может быстро попасть в кровоток и вызвать резкий скачок умственной энергии. Более того, эксперты в области нейропсихологии уже давно знают, что мозг не потребляет больше сахара из крови, когда работает над более сложными задачами. Мозг — это орган, а не мышца, соответственно, он не потребляет дополнительную энергию так, как это делают мышцы. Наш мозг использует одинаковое количество калорий в каждую минуту нашего бодрствования независимо от того, решаем ли мы арифметические примеры или смотрим видео про котиков.

Итак, чем же объясняется явление, которое наблюдали исследователи? В конце концов, разве не всем известно, что тяжелый труд высасывает из нас энергию и что «подзарядка» — будь то с помощью печенья или других удовольствий — помогает нам продолжать выполнять сложные задачи?

Это классический пример того, что корреляция не подразумевает причинной связи. Вполне возможно, анекдотические эффекты, отмеченные во время первых экспериментов по истощению эго, на самом деле имели место, но теперь оказывается, что исследователи пришли к неверным выводам.

Новые эксперименты предлагают альтернативное объяснение тому, почему у нас кончаются силы. В исследовании, проведенном под руководством стэнфордского психолога Кэрол Двек, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences, автор делает вывод, что признаки истощения эго наблюдались только у тех испытуемых, которые считали силу воли ограниченным ресурсом. Те участники, которые не рассматривали силу воли как нечто конечное, не выказывали признаков истощения эго.

Кажется, что истощение эго — еще один пример того, как убеждения влияют на поведение. Когда мы думаем, что истратили все силы, мы начинаем чувствовать себя плохо, а побаловав себя, снова начинаем бодро смотреть на жизнь. Наша энергия повышается совсем не из-за сахара в лимонаде, а, скорее, благодаря эффекту плацебо.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте