Инновации

Китайский подход к инновациям

Фото: 順平 黃 / Unsplash

От редакции. Способен ли Китай к новаторству? Еще не так давно этот вопрос вызывал ожесточенные споры. Но сейчас страна, которая, как долгое время считалось, умеет только копировать, стала родиной множества стартапов, быстро достигающих оценки в $1 млрд по всему миру. Движущие силы китайских инноваций — бурно развивающийся средний класс, острая конкуренция, размер внутреннего рынка, большое количество предпринимателей, разнообразные внутренние бизнес-системы и многое другое.

Марк Гривен, Джордж Йип и Вэй Вэй, эксперты в области инновационных компаний, изучили, за счет чего Китай в условиях жесткой конкуренции и неопределенности быстро превратился в развитую технологическую державу с большим инновационным потенциалом. Мы публикуем несколько фрагментов из их книги «Новаторы Поднебесной: как китайский бизнес покоряет мир», вышедшей недавно в издательстве «Альпина ПРО».

Изучая типы китайских новаторов и анализируя их инновации — от новых технологий до прорывных бизнес-моделей, — мы видим характерные особенности их новаторского подхода. Независимо от того, какую ключевую стратегию выбрал новатор — ориентироваться на потребности клиента, следовать за толпой или искать уникальные возможности, — наше исследование всегда выявляло как минимум шесть характерных особенностей китайских новаторов:

• роевые инновации: коллективное использование возможностей;

• опробование и скорость: создание продуктов на скорую руку с расчетом на быстрое обновление;

• ориентация на клиента: внимание к потребностям локальных клиентов и соответствующий ассортимент продукции;

• быстрое обновление технологий: «гонка Красной Королевы» и опережение подражателей;

• быстрое принятие решений: умение реагировать без промедления;

• сетевое мышление: поиск возможностей в кругу партнеров и доступ к совместным ресурсам.

Критики могут сказать, что любая из них не уникальна для Китая, но вместе эти шесть особенностей создают особый стиль китайских инноваций. Мы постоянно наблюдаем эти подходы к инновациям — независимо от размера компании, опыта или отрасли. Результаты нашего исследования ставят под сомнение предположение о том, что компании из развивающихся стран могут лишь постепенно наверстывать упущенное. Обширная предпринимательская прослойка Китая и стремительный рост его среднего класса неожиданным образом ускорили инновации.

Роевые инновации: коллективное использование возможностей

Если еще недавно частные предприниматели были символами нежелательного капитализма, то теперь страну наводнили стартапы. Чаще, чем когда-либо раньше, молодые люди решают начать свой собственный бизнес. По данным Global Entrepreneurship Monitor, общая предпринимательская активность молодежи в Китае выше, чем в Индии, Великобритании и США. Хотя государственная поддержка частного сектора и студенческого предпринимательства, безусловно, сыграла свою роль, росту активности способствуют многие социальные причины, такие как ограниченный рынок труда, стремление заработать больше денег, чем сверстники, примеры чужого успеха и общая культура предпринимательства во многих частях Китая. По совокупности разных причин в Китае возникла одна из самых активных предпринимательских экосистем в мире.

Благодаря многочисленным правительственным программам поддержки стартапы в Китае переживают настоящий бум, особенно в сфере высоких технологий. Эти программы поддержки не исчерпываются недавно организованными университетскими курсами по предпринимательству, строительством бизнес-инкубаторов и созданием научных парков. В Китае проводится один из крупнейших в мире общенациональных конкурсов предприятий.

Движущие силы китайских инноваций — размер китайского рынка, бурно развивающийся средний класс, острая конкуренция, большое количество предпринимателей, разнообразные внутренние бизнес-системы и непрерывные изменения рынка, регулирования и конкуренции — все это способствует уникальному явлению, которое мы называем роевыми инновациями. Многочисленные, проворные, часто недолговечные китайские компании быстро копируют существующие продукты, вносят незначительные улучшения и вытесняются следующей волной мелких компаний. Буквально миллионы предпринимателей коллективно внедряют инновации и расширяют границы технологий и рынка. И пусть многие из этих предприятий терпят неудачу — некоторые становятся сильными конкурентами и даже лидерами рынка. Учитывая общий размер пула стартапов, число участников роя может исчисляться тысячами. Совокупные усилия роя развивают рынок, а транснациональным компаниям (ТНК) сложнее соревноваться с такими конкурентами, поскольку толпу перехитрить трудно. По словам партнера-основателя китайского венчурного фонда, если 10 тыс. человек в Китае видят возможность, то сто из них начинают бизнес, десять продолжают действовать и в конце концов один из них завоевывает рынок.

Роевые инновации — коллективное стремление воспользоваться одними и теми же возможностями и ресурсами рынка — резко контрастируют с конкурентной политикой новаторов в большинстве других глобальных предпринимательских экосистем, таких как Амстердам, Берлин, Бостон, Лондон и Кремниевая долина. В то время как для большинства иностранных предпринимателей сама суть новаций заключается в выявлении уникальных возможностей и развитии компетенций и бизнес-моделей, которые максимально отличают их от конкурентов, китайские предприниматели делают почти противоположное. Из этого правила есть исключения, но в целом китайские роевые новаторы не особенно стараются отличаться от других и скорее заинтересованы в захвате растущего рынка, что приводит к острой конкуренции между новаторами за общие ресурсы. Новаторы в развитых странах больше озабочены борьбой со старыми моделями или доказательством того, что возможности действительно существуют. Иными словами, они борются с непотреблением, а не друг с другом. Роевые инновации, наоборот, часто внедряются на рынке, где победитель получает все, где со временем появляется несколько доминирующих лидеров, а большинство конкурентов не выживает. Наконец, конкуренция не ограничивается только количеством игроков рынка. Во многих секторах экономики новаторы стремятся использовать одинаковые региональные возможности, то есть существует сильная географическая концентрация. Напротив, новаторы развитых стран, как правило, концентрируются вокруг технологий, а не вокруг конкретных географических рынков.

Далее мы проиллюстрируем конкурентную модель роевых инноваций на четырех примерах.

Аутсайдеры роятся вокруг конкуренции

Аутсайдеры — технологически ориентированные предприятия на нишевых рынках B2B. Сегмент оборудования для солнечной энергетики, где обитает компания Weihua, в Китае большой и конкурентный. В 2016 году мы провели исследование и обнаружили, что более 150 китайских компаний владеют значительной интеллектуальной собственностью в области фотоэлектрических технологий и что в настоящее время в первую десятку мировых лидеров в области солнечной энергетики входят преимущественно китайские компании. Будущее этого рынка определяет большая группа новичков, таких как Weihua. В более широкой отрасли новых источников энергии в 2015 году появилось свыше 1500 новых компаний, и по крайней мере половина из них связана с солнечной энергией. Поразительный факт — две сотни стартап-проектов, которые вышли в финал конкурса инноваций и предпринимательства в Китае, были связаны с технологиями солнечной энергетики.

Gago борется с конкурентами в китайском сегменте технологий больших данных, где произошел взрывной рост промышленных парков больших данных, крупнейший из которых находится в Гуйяне. Вокруг этих парков обосновались более 17 тыс. зарегистрированных компаний, занимающихся большими данными. Хотя Гуйян находится на юго-западе внутренних районов Китая, у него есть определенные преимущества: он меньше подвержен влиянию солнечных бурь и активности солнечных пятен, там низкая преступность, а умеренная средняя температура этого района обеспечивает сниженное энергопотребление, что идеально подходит для больших ЦОДов. Технология больших данных нашла применение в самых разных отраслях, включая сельское хозяйство, электронную коммерцию, образование, электроэнергетику, финансы, маркетинг, подбор персонала и розничную торговлю, а китайские новаторы особенно сильны в разработке таких приложений. Помимо Gago, в узкой нише больших данных для сельского хозяйства конкурируют многие компании, в том числе ControlEasy, GeoHey и Insentek, которые образуют рой инноваторов, заполняющих рынок.

Бум творцов перемен и ускоренная консолидация

Модель роевых инноваций хорошо просматривается и в том, как конкурируют творцы перемен. Рыночные возможности и революционные перемены, которые сулят новые цифровые технологии, привлекают многих молодых предпринимателей, начинающих цифровой бизнес при поддержке местного и международного венчурного капитала. Например, основателем современного бизнеса доставки еды в 2008 году стала компания Ele.me, но с 2013 года этот сегмент рынка переживает настоящий бум. На рынок вышло более сотни новых предприятий, большинство из них не продержалось до 2017-го. В их числе Baidu Takeaway, Meituan Dianping и сама Ele.me. В отрасли произошла сильная консолидация. Например, Meituan Dianping, компания с рыночной стоимостью $30 млрд, — результат крупного слияния Meituan (основана в 2010 г.) и Dianping (самая первая в Китае платформа потребительских отзывов, созданная в 2003 году). Основными инвесторами этого супер-«единорога» стали Alibaba и Tencent. Другой пример — слияние Baidu Takeaway и Meituan Takeaway и приобретение Ele.me компанией Alibaba.

Испытывая острую потребность в быстром росте, рой творцов перемен устремляется почти исключительно на рынки, где победитель получает все. Например, как и в случае с доставкой еды, за последние пять лет рынки такси и проката велосипедов сначала резко выросли, а затем консолидировались. Значительно ускорился и сам процесс консолидации. Например, консолидация на рынке доставки еды заняла почти восемь лет, битва на рынке такси длилась около четырех лет, а конкуренцию в сфере велопроката более или менее урегулировали примерно через год.

В рой сбиваются не только новички

Роевые инновации присущи не только новым предприятиям последних 10 лет, но и старшему поколению первопроходцев и скрытых чемпионов. Согласно нашему интервью с вице-президентом Haier Group, в Китае насчитывается более 25 тыс. местных игроков на рынке мелкой бытовой техники — и более 5 тыс. из них экспортируют продукцию, напрямую конкурируя с Haier. Строительная отрасль с быстро развивающимся рынком недвижимости и инфраструктуры также была чрезвычайно привлекательной для предпринимателей с 1990-х годов. Даже такие компании, как Geely, производитель автомобилей, и Wuliangye, китайский производитель спиртных напитков, начали производить экскаваторы. Примерно к 2000 году более сотни китайских компаний производили экскаваторы, но уже к 2011-му на долю 50 ведущих игроков приходилось 90% всего рынка. Разгорелась жестокая конкурентная война, и через пять лет осталось только 20 предприятий, 14 из которых были публичными компаниями. Роевые инновации не обошли и скрытых чемпионов. Хороший пример — солнечная энергетика и скрытый чемпион Trinasolar. Эта отрасль промышленности начала бурно развиваться примерно в 2000 году, и к 2013-му только в провинции Цзянсу насчитывалось более тысячи компаний. Год спустя выжило лишь около половины из них. В настоящее время Китай насчитывает всего 149 зарегистрированных членов Китайской ассоциации фотоэлектрической промышленности, крупнейшей ассоциации отрасли.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте