Китайский подход к инновациям | Большие Идеи

・ Инновации

Китайский подход
к инновациям

Шесть особенностей китайских новаторов

Китайский подход к инновациям
Фото: 順平 黃 / Unsplash

читайте также

Мощный двигатель экономики

Антонио Ньето-Родригес

Как общаться с экономными потребителями

Мария Дементьева

5 причин, почему венчурный капитал может навредить вашему стартапу

Джон Маллинc

В поисках идей: ноябрьский выпуск

От редакции. Способен ли Китай к новаторству? Еще не так давно этот вопрос вызывал ожесточенные споры. Но сейчас страна, которая, как долгое время считалось, умеет только копировать, стала родиной множества стартапов, быстро достигающих оценки в $1 млрд по всему миру. Движущие силы китайских инноваций — бурно развивающийся средний класс, острая конкуренция, размер внутреннего рынка, большое количество предпринимателей, разнообразные внутренние бизнес-системы и многое другое.

Марк Гривен, Джордж Йип и Вэй Вэй, эксперты в области инновационных компаний, изучили, за счет чего Китай в условиях жесткой конкуренции и неопределенности быстро превратился в развитую технологическую державу с большим инновационным потенциалом. Мы публикуем несколько фрагментов из их книги «Новаторы Поднебесной: как китайский бизнес покоряет мир», вышедшей недавно в издательстве «Альпина ПРО».

Изучая типы китайских новаторов и анализируя их инновации — от новых технологий до прорывных бизнес-моделей, — мы видим характерные особенности их новаторского подхода. Независимо от того, какую ключевую стратегию выбрал новатор — ориентироваться на потребности клиента, следовать за толпой или искать уникальные возможности, — наше исследование всегда выявляло как минимум шесть характерных особенностей китайских новаторов:

• роевые инновации: коллективное использование возможностей;

• опробование и скорость: создание продуктов на скорую руку с расчетом на быстрое обновление;

• ориентация на клиента: внимание к потребностям локальных клиентов и соответствующий ассортимент продукции;

• быстрое обновление технологий: «гонка Красной Королевы» и опережение подражателей;

• быстрое принятие решений: умение реагировать без промедления;

• сетевое мышление: поиск возможностей в кругу партнеров и доступ к совместным ресурсам.

Критики могут сказать, что любая из них не уникальна для Китая, но вместе эти шесть особенностей создают особый стиль китайских инноваций. Мы постоянно наблюдаем эти подходы к инновациям — независимо от размера компании, опыта или отрасли. Результаты нашего исследования ставят под сомнение предположение о том, что компании из развивающихся стран могут лишь постепенно наверстывать упущенное. Обширная предпринимательская прослойка Китая и стремительный рост его среднего класса неожиданным образом ускорили инновации.

Роевые инновации: коллективное использование возможностей

Если еще недавно частные предприниматели были символами нежелательного капитализма, то теперь страну наводнили стартапы. Чаще, чем когда-либо раньше, молодые люди решают начать свой собственный бизнес. По данным Global Entrepreneurship Monitor, общая предпринимательская активность молодежи в Китае выше, чем в Индии, Великобритании и США. Хотя государственная поддержка частного сектора и студенческого предпринимательства, безусловно, сыграла свою роль, росту активности способствуют многие социальные причины, такие как ограниченный рынок труда, стремление заработать больше денег, чем сверстники, примеры чужого успеха и общая культура предпринимательства во многих частях Китая. По совокупности разных причин в Китае возникла одна из самых активных предпринимательских экосистем в мире.

Благодаря многочисленным правительственным программам поддержки стартапы в Китае переживают настоящий бум, особенно в сфере высоких технологий. Эти программы поддержки не исчерпываются недавно организованными университетскими курсами по предпринимательству, строительством бизнес-инкубаторов и созданием научных парков. В Китае проводится один из крупнейших в мире общенациональных конкурсов предприятий.

Движущие силы китайских инноваций — размер китайского рынка, бурно развивающийся средний класс, острая конкуренция, большое количество предпринимателей, разнообразные внутренние бизнес-системы и непрерывные изменения рынка, регулирования и конкуренции — все это способствует уникальному явлению, которое мы называем роевыми инновациями. Многочисленные, проворные, часто недолговечные китайские компании быстро копируют существующие продукты, вносят незначительные улучшения и вытесняются следующей волной мелких компаний. Буквально миллионы предпринимателей коллективно внедряют инновации и расширяют границы технологий и рынка. И пусть многие из этих предприятий терпят неудачу — некоторые становятся сильными конкурентами и даже лидерами рынка. Учитывая общий размер пула стартапов, число участников роя может исчисляться тысячами. Совокупные усилия роя развивают рынок, а транснациональным компаниям (ТНК) сложнее соревноваться с такими конкурентами, поскольку толпу перехитрить трудно. По словам партнера-основателя китайского венчурного фонда, если 10 тыс. человек в Китае видят возможность, то сто из них начинают бизнес, десять продолжают действовать и в конце концов один из них завоевывает рынок.

Роевые инновации — коллективное стремление воспользоваться одними и теми же возможностями и ресурсами рынка — резко контрастируют с конкурентной политикой новаторов в большинстве других глобальных предпринимательских экосистем, таких как Амстердам, Берлин, Бостон, Лондон и Кремниевая долина. В то время как для большинства иностранных предпринимателей сама суть новаций заключается в выявлении уникальных возможностей и развитии компетенций и бизнес-моделей, которые максимально отличают их от конкурентов, китайские предприниматели делают почти противоположное. Из этого правила есть исключения, но в целом китайские роевые новаторы не особенно стараются отличаться от других и скорее заинтересованы в захвате растущего рынка, что приводит к острой конкуренции между новаторами за общие ресурсы. Новаторы в развитых странах больше озабочены борьбой со старыми моделями или доказательством того, что возможности действительно существуют. Иными словами, они борются с непотреблением, а не друг с другом. Роевые инновации, наоборот, часто внедряются на рынке, где победитель получает все, где со временем появляется несколько доминирующих лидеров, а большинство конкурентов не выживает. Наконец, конкуренция не ограничивается только количеством игроков рынка. Во многих секторах экономики новаторы стремятся использовать одинаковые региональные возможности, то есть существует сильная географическая концентрация. Напротив, новаторы развитых стран, как правило, концентрируются вокруг технологий, а не вокруг конкретных географических рынков.

Далее мы проиллюстрируем конкурентную модель роевых инноваций на четырех примерах.

Аутсайдеры роятся вокруг конкуренции

Аутсайдеры — технологически ориентированные предприятия на нишевых рынках B2B. Сегмент оборудования для солнечной энергетики, где обитает компания Weihua, в Китае большой и конкурентный. В 2016 году мы провели исследование и обнаружили, что более 150 китайских компаний владеют значительной интеллектуальной собственностью в области фотоэлектрических технологий и что в настоящее время в первую десятку мировых лидеров в области солнечной энергетики входят преимущественно китайские компании. Будущее этого рынка определяет большая группа новичков, таких как Weihua. В более широкой отрасли новых источников энергии в 2015 году появилось свыше 1500 новых компаний, и по крайней мере половина из них связана с солнечной энергией. Поразительный факт — две сотни стартап-проектов, которые вышли в финал конкурса инноваций и предпринимательства в Китае, были связаны с технологиями солнечной энергетики.

Gago борется с конкурентами в китайском сегменте технологий больших данных, где произошел взрывной рост промышленных парков больших данных, крупнейший из которых находится в Гуйяне. Вокруг этих парков обосновались более 17 тыс. зарегистрированных компаний, занимающихся большими данными. Хотя Гуйян находится на юго-западе внутренних районов Китая, у него есть определенные преимущества: он меньше подвержен влиянию солнечных бурь и активности солнечных пятен, там низкая преступность, а умеренная средняя температура этого района обеспечивает сниженное энергопотребление, что идеально подходит для больших ЦОДов. Технология больших данных нашла применение в самых разных отраслях, включая сельское хозяйство, электронную коммерцию, образование, электроэнергетику, финансы, маркетинг, подбор персонала и розничную торговлю, а китайские новаторы особенно сильны в разработке таких приложений. Помимо Gago, в узкой нише больших данных для сельского хозяйства конкурируют многие компании, в том числе ControlEasy, GeoHey и Insentek, которые образуют рой инноваторов, заполняющих рынок.

Бум творцов перемен и ускоренная консолидация

Модель роевых инноваций хорошо просматривается и в том, как конкурируют творцы перемен. Рыночные возможности и революционные перемены, которые сулят новые цифровые технологии, привлекают многих молодых предпринимателей, начинающих цифровой бизнес при поддержке местного и международного венчурного капитала. Например, основателем современного бизнеса доставки еды в 2008 году стала компания Ele.me, но с 2013 года этот сегмент рынка переживает настоящий бум. На рынок вышло более сотни новых предприятий, большинство из них не продержалось до 2017-го. В их числе Baidu Takeaway, Meituan Dianping и сама Ele.me. В отрасли произошла сильная консолидация. Например, Meituan Dianping, компания с рыночной стоимостью $30 млрд, — результат крупного слияния Meituan (основана в 2010 г.) и Dianping (самая первая в Китае платформа потребительских отзывов, созданная в 2003 году). Основными инвесторами этого супер-«единорога» стали Alibaba и Tencent. Другой пример — слияние Baidu Takeaway и Meituan Takeaway и приобретение Ele.me компанией Alibaba.

Испытывая острую потребность в быстром росте, рой творцов перемен устремляется почти исключительно на рынки, где победитель получает все. Например, как и в случае с доставкой еды, за последние пять лет рынки такси и проката велосипедов сначала резко выросли, а затем консолидировались. Значительно ускорился и сам процесс консолидации. Например, консолидация на рынке доставки еды заняла почти восемь лет, битва на рынке такси длилась около четырех лет, а конкуренцию в сфере велопроката более или менее урегулировали примерно через год.

В рой сбиваются не только новички

Роевые инновации присущи не только новым предприятиям последних 10 лет, но и старшему поколению первопроходцев и скрытых чемпионов. Согласно нашему интервью с вице-президентом Haier Group, в Китае насчитывается более 25 тыс. местных игроков на рынке мелкой бытовой техники — и более 5 тыс. из них экспортируют продукцию, напрямую конкурируя с Haier. Строительная отрасль с быстро развивающимся рынком недвижимости и инфраструктуры также была чрезвычайно привлекательной для предпринимателей с 1990-х годов. Даже такие компании, как Geely, производитель автомобилей, и Wuliangye, китайский производитель спиртных напитков, начали производить экскаваторы. Примерно к 2000 году более сотни китайских компаний производили экскаваторы, но уже к 2011-му на долю 50 ведущих игроков приходилось 90% всего рынка. Разгорелась жестокая конкурентная война, и через пять лет осталось только 20 предприятий, 14 из которых были публичными компаниями. Роевые инновации не обошли и скрытых чемпионов. Хороший пример — солнечная энергетика и скрытый чемпион Trinasolar. Эта отрасль промышленности начала бурно развиваться примерно в 2000 году, и к 2013-му только в провинции Цзянсу насчитывалось более тысячи компаний. Год спустя выжило лишь около половины из них. В настоящее время Китай насчитывает всего 149 зарегистрированных членов Китайской ассоциации фотоэлектрической промышленности, крупнейшей ассоциации отрасли.

Опробование и скорость: быстрое создание и обновление продуктов

Китайские новаторы предпочитают использовать метод проб и ошибок, чтобы нащупывать рынок, приспосабливаться и учиться. Проба рынка, создание продукта и разработка бизнес-модели зачастую происходят одновременно. Китайские компании — не только стартапы, но и такие гиганты, как Alibaba и Haier, — виртуозно используют прием раннего выхода на рынок с сырым продуктом и последующими доработками. Вместо того чтобы экспериментировать в поисках идеального продукта, что предполагает большой процент неудач и затраты, китайские новаторы склонны быстро создавать и переделывать — или, по терминологии Карла Вейка, использовать в своем бизнесе бриколаж (создание поделок из того, что подвернулось под руку. — Прим. пер.). Под пробным подходом мы подразумеваем разработку продукта на основе имеющихся запасов для опробования рынка. Иными словами, вместо того чтобы искать ресурсы под заранее поставленную цель, китайские предприниматели подгоняют цель под имеющиеся ресурсы. Следующий за этим процесс доработки представляет собой последовательные итерации создания, поиска новых ресурсов, тестирования и переделки. Это не процесс планирования, а процесс обучения на ходу путем объединения существующих ресурсов и знаний со вновь приобретенными. При таком подходе ошибки невелики и легко устранимы, в отличие от крупных и потенциально разрушительных ошибок в стратегическом планировании, которые могут быть допущены в условиях неопределенности и ограниченности информации.

Опробование при запуске новых продуктов оказывается успешным при соблюдении ряда условий, обрисованных в концепции бриколажа Вейка: глубокое знание доступных ресурсов, внимательное наблюдение за клиентом, уверенность в своих идеях и самокоррекция на основе обратной связи.

Можно сказать, что китайские новаторы лучше ищут ресурсы, чем создают их. Внимательное наблюдение за покупателем — ключевое условие следующей их особенности, сильной клиентоориентированности. Многие эксперты подчеркивают способность китайских компаний прислушиваться к рынку. Уверенность в своих идеях — одна из черт решительного руководителя.

Ориентация на запросы клиента

Помимо его огромных размеров, другая ключевая особенность китайского рынка — постоянное развитие и изменение. Китай с его разнообразием локальных географических рынков представляет собой бизнес-систему с высокой степенью сегментации, поэтому умение расширять охват клиентов и удовлетворять их постоянно меняющиеся запросы — важнейшее условие успеха китайских новаторов. Хотя критики объясняют навязчивую идею китайских компаний прислушиваться к клиентам отсутствием технологических возможностей, на деле эти фирмы — звезды инноваций, ориентированные на клиентов, а ТНК часто повторяют ошибки, связанные с непониманием местного рынка. Наши исследования подтверждают, что китайские компании не только быстрее, чем ТНК, реагируют на потребности местных клиентов, но и удовлетворяют более широкий спектр потребностей. Последнее достигается не созданием более сложных продуктов, а выводом на рынок большего количества их версий.

Особая группа китайских компаний, возможно, не совсем новаторов, но отчасти новаторских в своем подходе, — это так называемые шаньчжай. Хотя они не слишком хорошо развиты с точки зрения технологических инноваций и часто копируют существующий дизайн и технологии, это пример того, насколько китайские компании одержимы рынком и потребностями клиентов. Например, G’Five удовлетворяет такие специфические запросы, как предустановленные религиозные приложения для ближневосточных рынков или сверхгромкие динамики, потому что индийские семьи любят танцевать. Мировые технологические лидеры, такие как Apple, обычно не обращают внимания на тонкие особенности рынка. Одержимость китайских новаторов покупателем и его потребностями воистину удивительна.

Быстрые обновления технологий: «гонка Красной Королевы»

Чтобы стать лучшим в современном Китае, уже недостаточно быть просто умелым подражателем. Раньше компании могли обойтись простыми технологиями и привлекательными бизнес-моделями, но сегодня большинство передовых отраслей в Китае нуждаются в быстром обновлении технологий. На это есть несколько причин. Во-первых, клиенты все чаще требуют лучших и более совершенных продуктов. Во многих случаях это означает, что компаниям необходимо наращивать свои технологические возможности. Во-вторых, рыночная конкуренция усилилась до такой степени, что интеллектуальная собственность и сильные технологии становятся в ряд ключевых конкурентных преимуществ. Для многих отраслей промышленности модернизация технологий очень напоминает гонку Красной Королевы в «Алисе в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла — очень быстрое обновление только и позволяет, что оставаться в игре. В-третьих, в Китае по-прежнему широко распространены подражатели, и компаниям приходится работать на опережение.

Хотя у многих китайских фирм не было надежной отправной точки в виде технологий, знаний и опыта, наши исследования показывают, что они стремятся к быстрой модернизации. Многие опрошенные рассматривают конкуренцию именно как «гонку Красной Королевы», где необходимо постоянно совершенствоваться, чтобы успешно противостоять технологическим компетенциям ТНК и ресурсным преимуществам государственных компаний. Такие компании, как Positec, гигант по производству электроинструментов, и Ecovacs, успешная фирма по производству роботов-уборщиков, в течение 10 лет модернизировали свои возможности для перехода с производства заказного оборудования на собственные технологии.

Быстрое централизованное принятие решений

На рынке Китая нет места любителям неторопливых решений. Наши интервью и наблюдения выявили три причины такого положения вещей. Во-первых, острая конкуренция среди множества компаний и стартапов в экономике Китая делает принятие быстрых решений жизненной необходимостью.

Во-вторых, сильный стимул быстрого принятия решений — изменчивый характер рынка. Предпочтения клиентов еще не устоялись, а настроения переменчивы, что делает компании уязвимыми для нелояльности потребителей. Маркетинговые исследования указывают на бурное развитие среднего класса, у которого будут деньги на новые, более качественные и разнообразные продукты. Новаторы должны быстро внедрять новые продукты, услуги и бизнес-модели, чтобы не упустить момент. На более фундаментальном уровне издержки перехода для клиентов по-прежнему относительно низки, что, с одной стороны, повышает вероятность их ухода, а с другой — делает рынок изменчивым. Другими словами, его сегодняшние чемпионы и лидеры могут не дожить до завтрашнего дня.

В-третьих, несовершенство законов представляет собой скорее возможность, чем проблему, если суметь этим вовремя воспользоваться. Например, онлайн-сервис переводов Alipay был запущен в 2004 году, когда еще не существовало законов и ограничений в отношении онлайновых переводов. Правительству потребовались годы, чтобы разработать нормативные требования, и к тому времени Alipay уже собрал критическую массу в сотни миллионов пользователей.

Сетевое мышление: поиск возможностей и доступ к ресурсам

Китайские предприниматели традиционно имеют репутацию мастеров нетворкинга, ориентированного на личные отношения. Успех инноваций в Китае часто объясняют стремлением китайских компаний к активным связям с внешними партнерами. Поскольку на рынке Китая правительство играет более важную роль, чем в других странах, а институциональный ландшафт Китая продолжает меняться, способность устанавливать внешние связи и создавать альянсы — важнейший источник конкурентных преимуществ.

Подведем итог: особенности китайских новаторов

Китайские новаторы разработали различные подходы к инновациям.

Роевые инновации можно охарактеризовать как коллективное использование инновационных возможностей большими группами предприятий. Этот подход отличается от инноваций, которые практикуются на большинстве развитых рынков.

Китайские новаторы располагают необходимыми навыками для успешной реализации опробования в организациях — глубоким знанием доступных ресурсов, умением внимательно наблюдать за клиентом, уверенностью в своих идеях и регулярными циклами обратной связи.

Наше исследование показывает, что китайские новаторы не только в высшей степени ориентированы на клиента, но также удовлетворяют потребности географически обособленных рынков и разрабатывают широкий спектр продуктов.

Хотя простота технологий может сойти компаниям с рук за счет привлекательной бизнес-модели, для большинства современных предприятий в Китае залогом выживания стала быстрая модернизация технологий. Они вынуждены участвовать в «гонке Красной Королевы» и обгонять подражателей.

Китайские новаторы обладают острым чувством безотлагательности, они умеют принимать решения быстро и централизованно.

Сетевое мышление — одна из типичных черт китайских новаторов. Такой образ мышления позволяет с самого начала обнаруживать возможности на развивающемся рынке и часто становится способом преодолеть ресурсные ограничения. Китайские компании не боятся заключать необычные партнерские соглашения для создания инноваций за пределами своей отрасли.