Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стартап без стресса: как добиться успеха, перестав жертвовать всем

Кэтлин Стетсон , Триш Коттер
Фото: Henrik Sorensen/Getty Images

Стартаперы очень ценят свое дело и боятся подвести сотрудников и инвесторов, поэтому готовы пойти на все, чтобы реализовать потенциал своих проектов. Они пишут в блогах и статьях, как жертвуют ради этого сном, дружбой, семьей, спортом и правильным питанием. Такой подход может привести к хроническому стрессу, который подорвет физическое и психическое здоровье предпринимателя. Исследование Калифорнийского университета в Сан-Франциско показало, что у бизнесменов показатель риска психических заболеваний выше среднего, а из личного опыта мы можем сказать, что среди стартаперов распространены тревожность, неуверенность в себе, депрессия и одиночество. 

Но что, если можно добиться успеха, не жертвуя собой? И более того, что, если можно научить предпринимателей эффективно работать со своим стрессом таким образом, чтобы он не приводил к хроническим проблемам?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили провести эксперимент. Среди участников последнего набора стартап-акселератора delta v в Школе менеджмента Слоуна при MIT мы провели первую в своем роде исследовательскую программу развития самосознания. Она была призвана научить предпринимателей не жертвовать своим личным благополучием ради работы. В программе приняли участие 84 предпринимателя и члены их команд. 93% из них признали, что самосознание способно помочь предпринимателям создать более успешные компании. «В первую очередь оно дала нашей команде язык для спокойного общения и помогло выстроить отношения внутри компании», — сказал один из участников.

Как развитие самосознания помогает принимать решения

Мы могли бы просто посоветовать предпринимателям заботиться о себе: например, выработать режим подготовки ко сну, правильно питаться и делать паузы в работе. Но такие советы не изменили бы укоренившееся представление о том, что стартаперы должны жить в стрессе и жертвовать всем, а также не убедили бы их тратить свое крайне ограниченное время на что-то, кроме развития бизнеса.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте