Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как ByteDance стала самым дорогим стартапом в мире

Роджер Чен , Рэй Ма
Фото: Justin Lambert/Getty Images

В свои 10 лет стартап ByteDance c самой высокой оценкой по капитализации в мире бьет рекорды роста. В 2021 году компания c 1,9 млрд ежемесячных активных пользователей в 150 странах и штатом сотрудников в более чем 110 тыс. человек отчиталась о выручке в размере $58 млрд. Большинство пользователей знают компанию только по ее популярному приложению для коротких видео TikTok, скачанному по всему миру свыше 3 млрд раз. По этому показателю его опережает только Meta* и ее семейство приложений. Но ByteDance производит один крайне успешный продукт за другим. Среди них, например, есть первый хит от ByteDance Toutiao (самое популярное новостное приложение в Китае с 320 млн ежемесячных активных пользователей) и Douyin (приложение для коротких видео, ставшее предшественником TikTok). На Toutiao и Douyin приходится 20% и 60% доходов компании от рекламы соответственно.

Как ByteDance удается так последовательно сохранять успех? На наш взгляд, важный фактор этого успеха — инновационная стратегия, опирающаяся на платформу разделяемых сервисов, или SS (shared-service platform).

Специализированные команды

ByteDance пользуется своей платформой SSP не так, как большинство компаний. Команды разработки продуктов или подразделения компании не контролируют собственные операционные ресурсы. Многие общие функции, касающиеся ведения бизнеса, технологий и операционной деятельности (в том числе HR и юридические) централизованы и организованы в соответствующие команды. В этих командах работают специалисты высокого уровня, что позволяет найти и быстро адаптировать подходящих людей для каждого нового проекта.

Облачные и совместные инструменты разработки, часть которых созданы самой компанией, позволяют ByteDance поддерживать эту, на первый взгляд, сложную организационную структуру. Команда разработки продуктов и связанные с ней команды занимаются обслуживанием потребностей клиентов, но опираются на другие команды SSP в вопросах ускорения развития и роста. Например, когда ByteDance поручает команде нового проекта исследовать потребности пользователей и возможности рынка, команда может обратиться за данными к специалистам SSP по исследованиям пользовательской аудитории, сэкономив время на анализе рынка. В других компаниях эти задачи выполняет команда разработки продуктов, у которой редко есть оптимальные возможности сбора подобной информации. Затем, когда выявлен сценарий использования, оправдывающий разработку нового приложения или функции продукта, команда начинает совместно с инженерами на уровне SSP заниматься разработкой нового продукта или функции.

В некоторых случаях команды разработки продукта кастомизируют существующие технологии, уже разработанные SSP. Наглядным примером таких случаев можно считать алгоритмы. Команды разработки продуктов ByteDance сотрудничают с инженерами SSP по разработке алгоритмов, совершенствуя невероятно эффективные рекомендательные движки. SSP также объединяет другие важные команды: команды увеличения пользовательской аудитории, помогающие выявлять и привлекать пользователей; команды разработки контента, устанавливающие партнерские отношения для приобретения нового контента; аналитические команды, помогающие лучше понимать пользователей; и команды продаж, обеспечивающие монетизацию.

Поскольку так много возможностей объединены в крупной SSP, команды разработки продуктов обычно бывают маленькими и сфокусированными на конкретной цели, особенно на стадии исследования идей. Например, приложение Douyin начинали делать всего несколько сотрудников, а в образовательной команде изначально было всего два человека. Важно отметить, что отношения между SSP и командами, чья деятельность связана с рынком, симбиотические и взаимовыгодные. Успех ByteDance стал возможен именно благодаря постоянным исследованиям и совершенствованию.

Стратегии SSP

Опираясь на SSP, ByteDance разработала уникальные стратегии инноваций и роста. Эти стратегии имеют пять основных характеристик.

Широкий охват. С самого начала работы ByteDance активно ищет возможности для разработки новых продуктов и без колебаний задействует множество команд в одном и том же сегменте. Известно, что в первые несколько месяцев работы компания запустила 12 приложений с развлекательным контентом, а в 2015 году 20 приложений для тестирования возможностей иностранных рынков. Еще две команды занимались разработкой приложений для коротких видео в то время, когда уже было выпущено Douyin. В период между 2018 и 2020 годами у компании было не менее 140 приложений по 11 направлениям, доступным в магазинах приложений.

Быстрая итерация. ByteDance также известна своей скоростью разработки и вывода продуктов на рынок, чему в значительной степени способствует SSP. Компании понадобилось всего четыре месяца, чтобы запустить образовательное приложение, на запуск которого, по словам одного из сотрудников, у конкурентов ушло бы 18 месяцев. Так же быстро ByteDance избавляется от неприбыльных продуктов и распускает или меняет состав команд, работавших над ними. В отличие от других компаний, сотрудники ByteDance каждый год могут перемещаться между различными проектами, часть которых не доходит до запуска.

* деятельность на территории РФ запрещена

Об авторах

Роджер Чен (Roger Chen) — профессор, преподает стратегию и корпоративные инновации в Университете Сан-Франциско, преподаватель Гонконгского университета науки и технологий, соучредитель Journal of Asia Business Studies и иностранный эксперт-консультант научно-исследовательской группы China Merchant Group.

Рэй Ма (Rui Ma) обладает почти двадцатилетним опытом работы в области технологий и финансов. В 2018 году учредила Tech Buzz China, работает инвестиционным партнером в венчурном фонде 500 Startups и более десяти лет занималась прямыми инвестициями и слияниями и поглощениями в Raine Group, Morgan Stanley и Merrill Lynch в Кремниевой долине и Китае.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте