Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Подходит ли ваше ПО для цифровой трансформации? Скорее всего, нет

Денис Помбриант
Иллюстрация: Andriy Onufriyenko/Getty Images

Большинство предприятий малого и среднего бизнеса работают на старом программном обеспечении. Используемые системы больше не соответствуют задачам удаленной работы. Более того, они плохо интегрированы, что заставляет пользователей выполнять двойную работу и тратить долгие, зачастую неоплачиваемые, часы на работу с простыми в теории бизнес-процессами. К тому же плохая поддержка этого ПО разрушает отношения между поставщиком и заказчиком, поскольку затрудняет ведение бизнеса.

Неудивительно, что многим сотрудникам не нравятся программные инструменты, с которыми им приходится работать. Недавно проведенный опрос более 500 специалистов по продажам помог нам пролить свет на вопрос, почему так происходит. Сотрудники рассказали, что обычно они одновременно держат открытыми до восьми экранов или окон, чтобы собирать и получать данные, необходимые для выполнения работы в сфере продаж, маркетинга и обслуживания клиентов. Когда мы попросили их сравнить обременительность использования ПО с другими крайне неприятными вещами, вроде стояния в очереди в автоинспекцию, присутствия на судебном заседании в качестве присяжного, ссорой с близкими или уборкой в ванной комнате, в сумме 66% респондентов предпочли любое из этих занятий работе с программой для фронт-офиса. Примечательно, что системы для работы с клиентами (CRM) занимают лишь пятое место по популярности в сравнении с такими программами общего назначения, как социальные сети, электронная почта и текстовые редакторы.

Все это создает серьезные проблемы для бизнеса. Как компаниям с устаревшими системами, которыми никто не хочет пользоваться, конкурировать с другими предприятиями в цифровую эпоху? И как сотрудникам качественно обслуживать клиентов, когда выполнение даже самых базовых действий настолько же утомительно, как и визит в автоинспекцию?

Многие компании пытаются обновлять свои системы, чтобы решить эти проблемы, но на самом деле они не понимают, как построить цифровую организацию с нуля. Они хотят пройти цифровую трансформацию, но не понимают, что это за собой влечет. Недостаточно просто закупить новое ПО, если новые инструменты не интегрируются и не работают друг с другом. В этой статье мы исследуем, почему формирование единой стратегии системной интеграции и управления данными имеют решающее значение для создания адекватного клиентского и рабочего опыта.

Решаем проблему перегрузки

Решить эти проблемы можно, но только если компании не будут как раньше выбирать очередное ПО исключительно по яркой и блестящей обертке. Вот что говорит Раджу Вегесна, продакт-евангелист в Zoho: «Компании устали пришивать друг к другу разные приложения в надежде, что они сработаются». Вот почему такое значение приобретают именно программные платформы.

Сегодня победа в битве за дифференциацию бизнеса превратилась из будто бы неотъемлемого права крупной компании, обусловленного ее положением на рынке, в борьбу за то, чтобы первым предоставить надежное решение с правильным предложением и адекватной ценой. Таким образом, цифровая трансформация заключается в том, чтобы сделать организации быстрее и адаптивнее под натиском безжалостной конкуренции.

Быстрота и адаптивность присущи лишь компаниям, выстроившим и развернувшим такие программные системы, которые просты в использовании и хорошо интегрируются друг с другом. Но вы не можете купить гибкость, и ни один честный поставщик ПО не будет пытаться вам ее продать. Гибкость обеспечивается программными платформами, которые позволяют множеству приложений работать с одними и теми же данными и предусматривают функции интеграции, поддержки рабочих процессов, аналитики, составления карты пути потребителя и управления контентом. Самое главное, эти системы должны поддерживать генерацию кода, который легко связывает все компоненты воедино. Безусловно, необходимо еще и научиться грамотно всем этим пользоваться.

Без централизованной точки, где данные из одной системы перетекают в другую, бизнес-информация распределяется по нескольким изолированным и разрозненным хранилищам. Эти информационные хранилища необходимо перенастроить и объединить в единую систему, в рамках которой информация сможет быстро передаваться по всему предприятию. Исторически результаты такой интеграции оставляли желать лучшего. Некоторые компании вообще никогда не пытались сделать нечто подобное.

Наше исследование индустрии программного обеспечения для фронт-офиса показывает, что большинство поставщиков понимают это и активно стремятся предоставить своим клиентам базовые преимущества платформы. Они также стараются дать представление о том, как совершить успешный цифровой переход.

Как преуспеть в цифровой трансформации

Энрике Ортегон, старший вице-президент Salesforce по продажам малому и среднему бизнесу в Северной Америке, раскладывает успех цифровой трансформации на три важных компонента. По словам Ортегона, успех цифровой организации основан на нескольких простых идеях. «Вы должны предоставить клиенту качественно другой и лучший опыт взаимодействия с вашей компанией». Другими словами, «бенефициаром самой технологии должен стать заказчик». Однако сотрудники, использующие новые технологии, тоже должны обрести от перехода такие преимущества, как повышение производительности за счет улучшения рабочих процессов и более легкого доступа к информации. Например, «продавцы должны четко понимать, что тратят меньше времени на административные задачи». Наконец, представители высшего руководства также должны пользоваться новыми технологиями. «Если они не будут использоваться и продвигаться менеджментом, цифровой переход, скорее всего, не совершится», — говорит Ортегон.

Хотя эти идеи и не новы — отраслевые эксперты десятилетиями отмечали их важность, — современные технологии придают старым тенденциям новую актуальность. Они настолько важны для управления бизнесом, что руководители вряд ли могут сегодня управлять своими компаниями, не следя за информацией, поступающей из современных систем.

Роб Таркофф, исполнительный вице-президент Oracle, предлагает пойти дальше и разобраться, как бизнес-лидеры могут помочь компании сосредоточиться на наиболее важных вещах. «Сегодня получить поддержку руководства проще, чем когда бы то ни было, поскольку компании стремятся к конкурентной дифференциации», и этот факт занимает одно из первых мест на повестке дня руководителей. Так, например, упрощение и улучшение процессов, приводящее к повышению качества лидов, может способствовать этой дифференциации. «Если я смогу создать систему, способную самообучаться за счет машинного обучения и других инструментов, это усилит нашу дифференциацию», — говори Таркофф. Конечно, эти инструменты встроены в платформу и определяют ее ценность.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте