Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Неподдающиеся данные: что мешает построить цифровую стратегию

Рэнди Бин
Иллюстрация: Andriy Onufriyenko/Getty Images

Много лет компании пытаются строить работу на основе данных, но не всем это удается. Добиваются успеха те организации, которые проявляют упорство и настойчивость и всегда стремятся использовать данные для принятия обоснованных решений. Построение цифровой стратегии до сих пор остается важной задачей, но ее детали меняются.

Самая большая проблема, однако, связана, как правило, вовсе не с технологиями. Как показывает ежегодное исследование корпоративных инициатив в сфере больших данных, информационных технологий и аналитики NewVantage Partners, руководители отделов по работе с данными самой насущной необходимостью считают изменение корпоративной культуры. Это и понятно: выстраивание работы на основе данных требует, чтобы сотрудники были готовы адаптироваться к изменениям. Компании-долгожители, существующие десятилетиями или даже столетиями, едва ли смогут измениться в мгновение ока; их информатизация и цифровая трансформация после появления интернета разворачивались постепенно в течение четверти века. Значит, можно предполагать, что перестройка, связанная с данными, также может стать делом целого поколения. И, хотя многого уже удалось достичь, предстоит еще немало.

Проблема эта не нова, однако за последние несколько лет появилось два дополнительных фактора культурной динамики, которые влияют на поведение организаций.

Во-первых, речь идет, безусловно, о пандемии COVID-19 — и о тех последствиях, которые она вызвала. Вопросы о важности данных, научных исследований, достоверности фактов встали еще острее. Раньше компании могли на словах поддерживать эти принципы, но именно за последние два года стало особенно очевидно, почему использование данных крайне важно для принятия информированных, взвешенных и обоснованных решений.

Во-вторых, набирает обороты тенденция «самообслуживания». Все больше людей потребляет информацию в свободной манере, в любое время, в любом месте. Информация становится все более децентрализованной, и это означает, что пользователи могут выбирать, за какими новостями следить, какими соцсетями пользоваться и каким данным доверять. Информация может быть представлена потребителям избирательно и может подкреплять самые разные и зачастую не согласующиеся между собой точки зрения. В крайнем проявлении это приводит к возникновению таких понятий, как «альтернативные факты».

Наконец, есть структурный аспект: количество производимых данных продолжает расти по экспоненте. По мере увеличения вычислительных мощностей компании переходят от рассмотрения репрезентативных выборок данных к полноценной обработке внушительных объемов информации.

Если разобраться в этих тенденциях и понять, как с ними работают другие компании, можно по-настоящему приблизиться к модели принятия решений на основе данных.

Что мешает выстроить работу на основе данных

Опрос организаций показал, что существует три главных индикатора прогресса. Во-первых, использование модели управления на основе данных все еще остается лишь мечтой для многих организаций: только 26,5% опрошенных утверждают, что внедрили эту модель. Во-вторых, переход к такой модели потребует смены корпоративной культуры. По данным этого года, 91,9% руководителей называют особенности корпоративной культуры основным препятствием к достижению указанной цели. Как было сказано, главное — не технологии, а люди. Наконец, в фирмах появляются должности вроде директора по данным и аналитике, однако лишь 40,2% компаний, по признанию опрошенных, удалось успешно и полноценно интегрировать этих сотрудников в структуру организации.

Перейти к работе на основе данных становится все сложнее. Современные компании имеют дело с еще большим количеством информации и ее источников, включая данные сенсоров, сигналы, тексты, изображения и другие формы неструктурированной информации. Согласно некоторым оценкам, до 80% современных данных носит неструктурированный характер, то есть их непросто считать и подвергать количественной оценке. Фирмам стоит привыкнуть к новой реальности, где данные — это актив, ресурс, который циркулирует в компании. Данные преодолевают привычные организационные границы, и зачастую сложно определить, в чьей зоне ответственности они находятся. Гибкость данных делает управление этим активом многогранным и при этом создает для бизнеса дополнительную ценность.

Об авторе

Рэнди Бин (Randy Bean) — генеральный директор и управляющий партнер консалтинговой компании NewVantage Partners, автор книги «Fail Fast, Learn Faster: Lessons in Data-Driven Leadership in an Age of Disruption, Big Data, and AI».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте