Неподдающиеся данные: что мешает построить цифровую стратегию | Большие Идеи

・ Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Неподдающиеся данные: что мешает построить
цифровую стратегию

Три принципа цифровой трансформации компании

Автор: Рэнди Бин

Неподдающиеся данные: что мешает построить цифровую стратегию
Иллюстрация: Andriy Onufriyenko/Getty Images

читайте также

Сделайте ставку на сложность

Годин Сет

Гендиректор SC JOHNSON: как и почему компания действует вопреки собственным интересам

Джонсон Фиск

Как опыт Uber и Facebook может помочь в борьбе с COVID-19

Кьяра Фарронато,  Лука Ферретти,  Марко Янсити,  Марчин Бартосяк,  Роберто Фонтана,  Стефано Дениколаи

Прерванный годовой отпуск

Много лет компании пытаются строить работу на основе данных, но не всем это удается. Добиваются успеха те организации, которые проявляют упорство и настойчивость и всегда стремятся использовать данные для принятия обоснованных решений. Построение цифровой стратегии до сих пор остается важной задачей, но ее детали меняются.

Самая большая проблема, однако, связана, как правило, вовсе не с технологиями. Как показывает ежегодное исследование корпоративных инициатив в сфере больших данных, информационных технологий и аналитики NewVantage Partners, руководители отделов по работе с данными самой насущной необходимостью считают изменение корпоративной культуры. Это и понятно: выстраивание работы на основе данных требует, чтобы сотрудники были готовы адаптироваться к изменениям. Компании-долгожители, существующие десятилетиями или даже столетиями, едва ли смогут измениться в мгновение ока; их информатизация и цифровая трансформация после появления интернета разворачивались постепенно в течение четверти века. Значит, можно предполагать, что перестройка, связанная с данными, также может стать делом целого поколения. И, хотя многого уже удалось достичь, предстоит еще немало.

Проблема эта не нова, однако за последние несколько лет появилось два дополнительных фактора культурной динамики, которые влияют на поведение организаций.

Во-первых, речь идет, безусловно, о пандемии COVID-19 — и о тех последствиях, которые она вызвала. Вопросы о важности данных, научных исследований, достоверности фактов встали еще острее. Раньше компании могли на словах поддерживать эти принципы, но именно за последние два года стало особенно очевидно, почему использование данных крайне важно для принятия информированных, взвешенных и обоснованных решений.

Во-вторых, набирает обороты тенденция «самообслуживания». Все больше людей потребляет информацию в свободной манере, в любое время, в любом месте. Информация становится все более децентрализованной, и это означает, что пользователи могут выбирать, за какими новостями следить, какими соцсетями пользоваться и каким данным доверять. Информация может быть представлена потребителям избирательно и может подкреплять самые разные и зачастую не согласующиеся между собой точки зрения. В крайнем проявлении это приводит к возникновению таких понятий, как «альтернативные факты».

Наконец, есть структурный аспект: количество производимых данных продолжает расти по экспоненте. По мере увеличения вычислительных мощностей компании переходят от рассмотрения репрезентативных выборок данных к полноценной обработке внушительных объемов информации.

Если разобраться в этих тенденциях и понять, как с ними работают другие компании, можно по-настоящему приблизиться к модели принятия решений на основе данных.

Что мешает выстроить работу на основе данных

Опрос организаций показал, что существует три главных индикатора прогресса. Во-первых, использование модели управления на основе данных все еще остается лишь мечтой для многих организаций: только 26,5% опрошенных утверждают, что внедрили эту модель. Во-вторых, переход к такой модели потребует смены корпоративной культуры. По данным этого года, 91,9% руководителей называют особенности корпоративной культуры основным препятствием к достижению указанной цели. Как было сказано, главное — не технологии, а люди. Наконец, в фирмах появляются должности вроде директора по данным и аналитике, однако лишь 40,2% компаний, по признанию опрошенных, удалось успешно и полноценно интегрировать этих сотрудников в структуру организации.

Перейти к работе на основе данных становится все сложнее. Современные компании имеют дело с еще большим количеством информации и ее источников, включая данные сенсоров, сигналы, тексты, изображения и другие формы неструктурированной информации. Согласно некоторым оценкам, до 80% современных данных носит неструктурированный характер, то есть их непросто считать и подвергать количественной оценке. Фирмам стоит привыкнуть к новой реальности, где данные — это актив, ресурс, который циркулирует в компании. Данные преодолевают привычные организационные границы, и зачастую сложно определить, в чьей зоне ответственности они находятся. Гибкость данных делает управление этим активом многогранным и при этом создает для бизнеса дополнительную ценность.

Существует еще одна проблема, с которой сталкиваются компании в вопросах управления и распоряжения данными. Речь идет о гарантиях их этичного и ответственного использования. В последние годы об этом писали многие авторы и критики. Например, Кэти О’Нил с ее манифестом 2016 года «Weapons of Math Destruction: How Big Data Increases Inequality and Threatens Democracy» («Убийственные большие данные. Как математика превратилась в оружие массового поражения»), Шошана Зубофф с ее воззванием «The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power» («Эпоха надзорного капитализма. Битва за человеческое будущее на новых рубежах власти»). Недавно появились новые работы, авторы которых подробнее рассмотрели проблемы права на тайну частной жизни отдельно взятого человека и ответственности корпораций в деле управления данными. В частности, это Карисса Велис с ее недавним трудом «Privacy is Power: How and Why You Should Take Back Control of Your Data» (2021) и профессор права Нил Ричардс с его работой «Why Privacy Matters» (2021).

Результаты опроса за этот год отражают степень озадаченности компаний проблемами этики и ответственного использования данных. Лишь 21,6% руководителей цифровых направлений считает, что их организации уделяют этим вопросам достаточно внимания.

Меры, которые можно принять

Стать организацией, опирающейся в своей работе на данные, непросто: на это требуются годы, а порой и десятилетия. Как ускорить этот процесс? По опыту можно сказать, что компании, которым уже удалось пройти этот путь, имеют сходные черты, выделяющие их из числа прочих. Вот что делают эти фирмы.

1. Думают иначе. Руководители этих компаний осознают, что работа на основе данных требует другого менталитета. Организация должна быть готова мыслить иначе. Недостатка в аналитических алгоритмах не наблюдается. Используя их, стоит одновременно применять критическое мышление, разумные суждения и креативные инновации.

2. Часто ошибаются, быстро учатся. Ведущие специалисты по работе с данными понимают, что учение дается опытным путем, а это, в свою очередь, предполагает пробы и ошибки. Как не раз говорилось, ошибки — основа инноваций. И те компании, которые готовы быстро и постоянно учиться на ходу, сумеют обзавестись знаниями и наработками раньше, чем их конкуренты.

3. Играют в долгую. Лидеры понимают, что переход к работе на основе данных потребует много времени. Это серьезный процесс. Как сказал Вольтер, лучшее — враг хорошего. Идеала редко удается достичь. Компании, использующие большие данные, понимают, что успех достигается шаг за шагом. Сначала появляются первые всходы, а затем и плоды. Они закладывают на это необходимое время — и играют в долгую.

Чтобы добиваться успеха во все более зависимом от данных мире XXI века, бизнес-лидеры должны учиться на опыте предшественников. Им следует избегать их ошибок и при этом повторять успешный пример пионеров прошлого. В конце концов, именно сейчас, когда сами понятия «данные», «наука», «факт» поверяются реалиями новой жизни, стать организацией, работающей на основе данных, особенно важно.