Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три правила новой экономики данных

Хоссейн Рахнама , Алекс «Сэнди» Пентланд
Фото: WaffOzzy/Getty Images

Сейчас работа некоторых крупнейших мировых компаний основана на информации, собираемой с наших личных гаджетов, наряду с данными о наших электронных платежах и сведениями из других источников. Персональные данные также стали настоящим кладезем для миллионов небольших компаний и бесчисленных стартапов, создающих на их основе клиентскую аналитику и прогнозы рынка и разрабатывающих персонализированные цифровые услуги. В последние двадцать лет мы наблюдали отчаянную лихую гонку в сфере коммерческого использования персональных данных. Но теперь, из-за недоверия потребителей, правительственных мер и конкуренции за клиентов, ее дни быстро подходят к концу.

На протяжении большей части своего существования экономика данных строилась вокруг «цифрового занавеса», предназначенного для того, чтобы скрыть практику отрасли от законодателей и общественности. Данные считались собственностью компании и коммерческой тайной, даже несмотря на то, что их источником были клиенты и их частные действия. С тех пор этот занавес был поднят, и теперь объединение сил потребителей, правительства и рынков дает пользователям больше контроля над своими данными. Государства во всех частях света пересмотрели отношение к информации: если ранее она считалась ресурсом, который можно беспрепятственно использовать, то теперь к персональным данным начали относиться как к активу, принадлежащему частным лицам и находящемуся в доверительном управлении у компаний.

Случившееся позволит гораздо лучше организовать экономики данных. Если у людей будет больше контроля над личной информацией, это может сократить количество серьезных нарушений в отрасли и в то же время создать новую волну инноваций, ориентированных на потребности клиентов, поскольку сами клиенты начнут сообщать, какую персонализацию и какие возможности они хотят получить в результате использования их данных. Более всего пострадают компании, занимающиеся рекламными технологиями, но любой фирме со значительными объемами клиентских данных придется внести радикальные изменения в свою практику: особенно это затронет большие организации — финансовые учреждения, медицинские компании, коммунальные предприятия, а также крупных производителей и розничные компании.

Ведущие фирмы уже адаптируются к новой реальности по мере ее развития. Основываясь на наших исследованиях доверия к организациям в отношении пользовательских данных, а также на нашем опыте работы над этим вопросом с широким кругом различных компаний, мы считаем, что для бизнеса ключом к переходу к новой реальности будет реорганизация операций с данными в соответствии с новыми фундаментальными правилами согласия на использование информации, получение на ее основе новых сведений и контроля потока данных.

Объединение сил

Мы видим три различных фактора, которые в настоящее время являются причиной изменений в индустрии клиентских данных. Все они быстро распространяются и переплетаются, оказывая влияние на всю отрасль.

Недоверие пользователей. Идея «надзорного капитализма», который автор термина Шошана Зубофф описывает как «экономическую систему, основанную на тайном получении и использовании персональных данных», стала популярным убеждением, отражающим растущую осведомленность пользователей о том, что их данные продаются, покупаются и используются без их согласия. При этом пользователи все меньше готовы с этим мириться. Люди начинают бойкотировать определенные сервисы: Facebook** и Twitter уже столкнулись с понижением ежедневной активности пользователей на ключевом для них североамериканском рынке.

Действия властей. Федеральные законодатели двигаются в сторону ограничения полномочий больших технологических компаний. Местные законодательные органы штатов тоже в 2021 году предложили или приняли как минимум 27 законов о конфиденциальности в интернете, введя регулирование рынков данных и обеспечив защиту личных цифровых прав. Теперь от Калифорнии до Китая власти вводят нормы, аналогичные общему регламенту ЕС о защите персональных данных (GDPR), а сам Евросоюз уже сосредоточился на регулировании использования искусственного интеллекта. И если раньше компании в данном вопросе шли далеко впереди государств, то теперь им с трудом удается вписываться в нормы различных юрисдикций.

* деятельность на территории РФ запрещена

Об авторах

Хоссейн Рахнама (Hossein Rahnama) — доцент Креативной школы Университета Райерсона в Торонто и приглашенный профессор медиалаборатории MIT в Кембридже, Массачусетс. Признанный ученый в области компьютерных технологий, известен своими разработками контекстно-зависимых систем. Основатель и CEO Flybits, технологической компании, помогающей компаниям получать информацию о пользовательском опыте из имеющихся у них данных.

Алекс «Сэнди» Пентланд (Alex (Sandy) Pentland) — профессор медиаискусств и наук Школы менеджмента Слоуна и Колледжа вычислительных наук MIT. Возглавляет исследовательские лаборатории Connection Science и Human Dynamics в MIT, в настоящее время является советником ОЭСР и ООН, ранее консультировал AT&T, Google и American Bar Association и был одним из лидеров инициатив по персональным данным Всемирного экономического форума.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте