Три правила новой экономики данных | Большие Идеи
Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три правила новой экономики данных

Хоссейн Рахнама , Алекс «Сэнди» Пентланд
Три правила новой экономики данных
Фото: WaffOzzy/Getty Images

Сейчас работа некоторых крупнейших мировых компаний основана на информации, собираемой с наших личных гаджетов, наряду с данными о наших электронных платежах и сведениями из других источников. Персональные данные также стали настоящим кладезем для миллионов небольших компаний и бесчисленных стартапов, создающих на их основе клиентскую аналитику и прогнозы рынка и разрабатывающих персонализированные цифровые услуги. В последние двадцать лет мы наблюдали отчаянную лихую гонку в сфере коммерческого использования персональных данных. Но теперь, из-за недоверия потребителей, правительственных мер и конкуренции за клиентов, ее дни быстро подходят к концу.

На протяжении большей части своего существования экономика данных строилась вокруг «цифрового занавеса», предназначенного для того, чтобы скрыть практику отрасли от законодателей и общественности. Данные считались собственностью компании и коммерческой тайной, даже несмотря на то, что их источником были клиенты и их частные действия. С тех пор этот занавес был поднят, и теперь объединение сил потребителей, правительства и рынков дает пользователям больше контроля над своими данными. Государства во всех частях света пересмотрели отношение к информации: если ранее она считалась ресурсом, который можно беспрепятственно использовать, то теперь к персональным данным начали относиться как к активу, принадлежащему частным лицам и находящемуся в доверительном управлении у компаний.

Случившееся позволит гораздо лучше организовать экономики данных. Если у людей будет больше контроля над личной информацией, это может сократить количество серьезных нарушений в отрасли и в то же время создать новую волну инноваций, ориентированных на потребности клиентов, поскольку сами клиенты начнут сообщать, какую персонализацию и какие возможности они хотят получить в результате использования их данных. Более всего пострадают компании, занимающиеся рекламными технологиями, но любой фирме со значительными объемами клиентских данных придется внести радикальные изменения в свою практику: особенно это затронет большие организации — финансовые учреждения, медицинские компании, коммунальные предприятия, а также крупных производителей и розничные компании.

Ведущие фирмы уже адаптируются к новой реальности по мере ее развития. Основываясь на наших исследованиях доверия к организациям в отношении пользовательских данных, а также на нашем опыте работы над этим вопросом с широким кругом различных компаний, мы считаем, что для бизнеса ключом к переходу к новой реальности будет реорганизация операций с данными в соответствии с новыми фундаментальными правилами согласия на использование информации, получение на ее основе новых сведений и контроля потока данных.

Объединение сил

Мы видим три различных фактора, которые в настоящее время являются причиной изменений в индустрии клиентских данных. Все они быстро распространяются и переплетаются, оказывая влияние на всю отрасль.

Недоверие пользователей. Идея «надзорного капитализма», который автор термина Шошана Зубофф описывает как «экономическую систему, основанную на тайном получении и использовании персональных данных», стала популярным убеждением, отражающим растущую осведомленность пользователей о том, что их данные продаются, покупаются и используются без их согласия. При этом пользователи все меньше готовы с этим мириться. Люди начинают бойкотировать определенные сервисы: Facebook** и Twitter уже столкнулись с понижением ежедневной активности пользователей на ключевом для них североамериканском рынке.

Действия властей. Федеральные законодатели двигаются в сторону ограничения полномочий больших технологических компаний. Местные законодательные органы штатов тоже в 2021 году предложили или приняли как минимум 27 законов о конфиденциальности в интернете, введя регулирование рынков данных и обеспечив защиту личных цифровых прав. Теперь от Калифорнии до Китая власти вводят нормы, аналогичные общему регламенту ЕС о защите персональных данных (GDPR), а сам Евросоюз уже сосредоточился на регулировании использования искусственного интеллекта. И если раньше компании в данном вопросе шли далеко впереди государств, то теперь им с трудом удается вписываться в нормы различных юрисдикций.

советуем прочитать

* деятельность на территории РФ запрещена

Об авторах

Хоссейн Рахнама (Hossein Rahnama) — доцент Креативной школы Университета Райерсона в Торонто и приглашенный профессор медиалаборатории MIT в Кембридже, Массачусетс. Признанный ученый в области компьютерных технологий, известен своими разработками контекстно-зависимых систем. Основатель и CEO Flybits, технологической компании, помогающей компаниям получать информацию о пользовательском опыте из имеющихся у них данных.

Алекс «Сэнди» Пентланд (Alex (Sandy) Pentland) — профессор медиаискусств и наук Школы менеджмента Слоуна и Колледжа вычислительных наук MIT. Возглавляет исследовательские лаборатории Connection Science и Human Dynamics в MIT, в настоящее время является советником ОЭСР и ООН, ранее консультировал AT&T, Google и American Bar Association и был одним из лидеров инициатив по персональным данным Всемирного экономического форума.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Не введено название
Нитин Нория
Сумма разностей
Пол Гомперс,  Сильпа Коввали