Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Яблоко раздора: зачем Apple подрывает бизнес приложений из AppStore

Фэн Чжу
Фото: Richard Drury/Getty Images

Чтобы отследить, сколько времени ваши дети проводят с планшетом или смартфоном и как они это время используют, у Apple есть для вас специальное приложение. Но что насчет ранее существовавших программ для мониторинга времени? В апреле The New York Times написала, что за предшествовавший год «компания Apple удалила или ограничила функции по меньшей мере 11 из 17 самых скачиваемых программ для анализа экранного времени и родительского контроля». В июне Apple развернула курс, позволив этим приложениям использовать две технологии, до этого послужившие формальным поводом для их удаления с iPhone.

На этом фоне понятны часто звучащие жалобы сторонних разработчиков на интернет-платформы: видя, что пользуется наибольшей популярностью, они сами начинают осваивать наиболее прибыльные сектора, часто подрывая при этом чужой бизнес. Кандидат на пост президента США сенатор Элизабет Уоррен даже предлагала применить политические меры. Вот как она сформулировала главную проблему:

Использование собственных маркетплейсов для ограничения конкуренции. У многих технологических гигантов есть собственные торговые площадки, на которых можно купить и продать продукт, и в то же самое время эти компании также являются и участниками самого рынка. Это может создать конфликт интересов, подрывающий конкуренцию. Amazon уничтожает маленькие компании, копируя товары и услуги с Amazon Marketplace и предлагая свою собственную версию. Компания Google, по всей видимости, задавила конкурирующий небольшой поисковик, занижая его результаты в своем поисковом алгоритме; таким же образом собственные рейтинги ресторанов Google получали приоритет перед рейтингами от Yelp.

Суть предложения Уоррен — не допускать, чтобы маркетплейсы с выручкой от $25 млрд и больше «одновременно владели и функционалом платформы, и тем, что на ней представлено».

Но насколько часто платформы вступают в прямую конкуренцию со своими участниками? И что происходит с участниками, когда платформы заходят на их территорию? Чуть больше года назад я опубликовал обзор эмпирических исследований, посвященных этой проблеме, и пришел к выводу о том, что мотивации платформ и конечные результаты могут быть различными.

Зачем платформы предлагают свои собственные продукты?

Зачем Apple предлагает свои собственные приложения, вместо того чтобы использовать сторонние предложения? Почему Amazon решает продать что-то сам, если третья сторона уже предлагает похожий товар на их торговой площадке? Зачем Google нужны собственные сервисы ресторанных отзывов? Зачем Twitter приобретает сервис видеостриминга Periscope? В каждом из рассмотренных случаев продукт выступает как дополнение к платформе и повышает ее стоимость. Зачем платформам самостоятельно предлагать какие-то продукты? В теории это помогает решить двухстороннюю задачу развития (проблему «курица или яйцо»): без существующей базы пользователей платформы ни один производитель сопутствующих продуктов не был бы заинтересован в ее поддержке; и ни один пользователь не был бы заинтересован в использовании платформы без дополнительных предложений. Но это не объясняет большинство из вышеперечисленных примеров, поскольку в каждом из этих случаев платформа уже успешно завоевала рынок.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте