Тренды

Будущее эджайл-нации

Анна Натитник

Очередная технологическая революция вот-вот совершит переворот в экономике, похоронив старый уклад под руинами привычной жизни. Какие тенденции стоит учитывать, чтобы вписаться в новую экономическую реальность, какие навыки развивать и к чему готовиться, рассказывает кандидат экономических наук, заместитель директора Форсайт-центра Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок.

HBR — Россия: Чем характеризуется нынешнее состояние мировой экономики?

Александр Чулок: Кто-то говорит о новом технологическом укладе, кто-то — о переходе к новой научно-технологической парадигме. Термины разнятся, но суть неизменна: мир поднялся на гребень очередной технологической волны. Новые технологии, прорывные инновации, которые накапливались в 1960—1990-е годы, активно проникают в нашу жизнь. Если раньше они более или менее последовательно входили в разные сектора экономики, то сегодня мы наблюдаем настоящий шквал.

Наступило время быстрых побед — и если не поражений, то смены лидеров. Удержаться в топе глобальных рейтингов уже не так просто. Все ускоряется — изменения проходят быстрее, время на принятие решений сжимается. Становится ясно: со старой институциональной структурой в новую экономику не вписаться.

Что происходит с технологиями?

Раньше они были обособленными: одни применялись в сельском хозяйстве, другие — в космосе, третьи — на транспорте. Некоторые проникали из одной сферы в другую — например, из военно-промышленной в гражданскую, но это было исключением. Сейчас пришло время сквозных, или платформенных, технологий — они пронизывают все сектора экономики и меняют их структуру. Сквозными становятся и технологии, которые раньше считались узкими. Речь не только об ИТ. Например, из-за того что все «поднимается ввысь» (мы всерьез говорим о летающих автомобилях, путешествиях на Марс), космические технологии — скажем, технологии связи или вывода ракет-носителей — начинают играть важную роль во многих секторах: агропромышленном, энергетическом, транспортном и т. д.

Один из интересных примеров — разработка космического лифта на тросах из композитных материалов, который доставлял бы туристов и грузы с Земли на орбитальную станцию. Это реальная перспектива, в нее многие уже вкладываются. Ключевая задача — сделать так, чтобы волокно, из которого сплетены тросы, выдерживало собственный вес. Сейчас это волокно толщиной с волос выдерживает почти 600 кг.

Технологии влияют на бизнес не толь­­ко напрямую — например, снижая энергоемкость или повышая производительность, но и опосредованно. Они меняют общество, модели потребления, спрос и за счет этого действуют на бизнес.

Приведите пример технологий, которые действуют опосредованно.

Во-первых, это все технологии виртуальной или дополненной реальности. Игра Pokemon Go — смешной пример, но вдумайтесь: всего за семь месяцев с момента запуска ее создатели заработали более миллиарда долларов, а недавно только за день — почти $6 млн. Эти технологии могут, с одной стороны, бросить вызов ряду отраслей (скажем, туризму: зачем куда-то ездить, если практически все можно посмотреть, не выходя из дома), а с другой — открыть новые возможности (например, для образования, медицины, в частности хирургии).

Во-вторых, это технологии, связанные с транспортом, — они обеспечивают эффект субъективного сжатия пространства. Представьте себе, что за час можно будет преодолеть тысячу километров. Это не сказка: в некоторых странах, скажем в Японии, уже курсируют поезда со скоростью 350 км/час, не за горами — барьер в 500. (Я уж не говорю про Hyperloop!) Это повлияет на общество и на бизнес — если люди смогут ездить на работу за 500 км, кардинально изменится конкуренция за работодателей и за рабочую силу.

Меняются ли взаимоотношения бизнеса с потребителями?

Раньше во главе угла стоял производитель: что производилось, то покупалось. Сейчас обратная ситуация — все крутится вокруг потребителя. Еще недавно бизнес должен был изучать потребителей и подстраиваться под них. Теперь задача меняется: надо не подстраиваться под потребителей, а формировать их потребности. Не было у людей привычки чекиниться — по­явилась. Instagram*, Facebook* возникли буквально на пустом месте — а какие возможности и доходы! Залог успеха — дать потребителям возможность про­явить свою человеческую природу.

Как компании реагируют на то, что потребитель становится «центром производства»?

Они начинают адаптировать свои продукты под конкретных клиентов. Взять, к примеру, функциональное питание — оно направлено на то, чтобы «программировать» людей: по их запросу (скажем, «быть умнее, выносливее, сильнее») подбирают специальные продукты. Начало этого тренда — биойогурты, которые восстанавливают микрофлору кишечника. Поскольку уже расшифрован геном и проведен ряд необходимых исследований, человека можно рассматривать как единую систему, так что у функционального питания большое будущее. К 2020 году, по прогнозам, этот рынок будет оцениваться более чем в $300 млрд.

Еще один возникающий тренд — продажа историй «под ключ». Традиционно усилия маркетологов были направлены на то, чтобы продать товар. Они рисовали картину: шампанское — на фоне дорогого отеля и красивой машины, йогурт — в руках бегунов в ярких кроссовках и спортивной одежде. Товар встраивали в некую картину мира с привлекательными деталями. Теперь переходят к продаже историй целиком: хочешь такой же отель, такие же кроссовки, такой же автомобиль — вот цена, мы все сделаем «под ключ».

Еще одна примета времени — сокращение дистанции между производителем и потребителем. Как компаниям учитывать этот тренд?

Надо изучать, как меняются цепочки создания добавленной стоимости. Платформенные технологии выбивают из них посредников. Если компания вписана в эти цепочки, она в уязвимой позиции. Раньше цепочки долгое время не менялись: в них можно было зайти и комфортно себя чувствовать. Теперь они меняются так быстро, что, пока бизнес будет в них интегрироваться, рынок может схлопнуться. Так что лучше напрямую выходить на потребителя или создавать новые рынки.

Если посредники исчезают или трансформируются, что будет с розницей?

Классическая розница доживает свой век. Это вызвано не только тем, что потребители и производители уже связываются напрямую. Есть еще одна менее очевидная тенденция: многое из того, что продается в рознице, вероятно, можно будет производить самостоятельно — например, на домашних 3D-принтерах. Возможно, мы будем печатать еду, одежду, обувь, лекарства. Магазины вообще не понадобятся.

В то же время для розницы открываются колоссальные возможности. Розница — самое близкое звено к потребителям, она знает про них все. Такие знания сегодня — ценнейший актив. Вопрос — как им воспользоваться. Устойчивые бизнес-модели пока не сформировались. Один из вариантов — life-long коучинг: вести человека по жизни, выстраивая ему дорожную карту личностного развития. Сейчас у компаний есть шанс придумать что-то новое и занять свободную нишу.

В целом, что предпринять бизнесу, чтобы не оказаться за бортом?

Перестать мыслить стратегиями. Стратегия — стрела, пущенная из лука. Если она бьет не в ту мишень, пользы от нее — ноль. Сначала надо понять, по каким мишеням бить, а потом стрелять. Стрелять мы, кажется, научились. Теперь следует научиться выбирать мишени. Для этого нужно переходить на научно обоснованное прогнозирование с применением больших данных и специальных программ, которые могут обрабатывать миллионы разнородных документов. С помощью полученных прогнозов надо выстраивать сценарии будущего. Фактически это ответы на вопрос «что будет, если…» — они позволяют компании построить дорожную карту, которая покажет, как действовать при том или ином варианте развития событий. Сценарии повышают шансы бизнеса на адаптацию. В свое время компания Shell — один из пионеров в разработке сценариев — хорошо подготовилась к кризису из-за сговора ОПЕК. Прописывая сценарии, она вышла за привычные рамки: то есть, понимая, что на ее бизнес влияет цена на нефть, она стала думать, что влияет на эту цену. Она не предотвратила сговор — но подготовилась и пострадала меньше всех.

Какие навыки и компетенции будут востребованы в будущем?

Поскольку скорость перемен будет нарастать, ключевыми станут три способности: умение адаптироваться, мыслить системно и брать на себя ответственность. Ряд компетенций, которые раньше считались узкими, переходят в разряд базовых. Это, например, знание основ программирования, умение анализировать данные, взаимодействовать с техникой, с технологиями.

Как обстоят дела с этими навыками в России?

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте