Тренды

Доставляй и властвуй: каким будет российский фудтех

Андрей Лукашевич
Dan Gold / Unsplash

Если в 2017 году вы что-то слышали про фудтех, но до сих пор не знали, что это такое, — самое время разобраться. Есть основания полагать, что в ближайшем будущем рынок фудтеха станет лакомым куском для инвесторов, а его сервисы изменят повседневную жизнь в городах.

Фудтех (от английского foodtech) — это интеграция цифровых технологий во все, что связано с производством, доставкой и приготовлением еды. К миру фудтеха относятся сервисы доставки из ресторанов, заказа продуктовых конструкторов, заказов на вынос (take away), заказа столиков в онлайне. Почему это важно? Потому что едят все. И очевидно, что инновации в удовлетворении одной из базовых человеческих потребностей рано или поздно изменят традиционный подход к приему пищи.

Доставка в мире

Одно из самых динамично развивающихся направлений фудтеха — службы доставки еды. Foodora, Digifood, Deliveroo, Eat24, Just Eat, Seamless — сервисы с капитализацией в миллиарды долларов и десятками тысяч заказов в день. Delivery Hero, один из ведущих игроков рынка, по итогам недавнего IPO был оценен в $5.1 млрд и привлек $530 млн инвестиций. В этой сфере происходит примерно то же самое, что когда-то было с онлайн-сервисами такси, уборки и покупок: сначала ими пользовались смельчаки, сейчас без них невозможно представить жизнь в мегаполисе.

Глобальное развитие индустрии идет рука об руку с изменениями образа жизни поколений Y и Z, в первую очередь, живущими в мегаполисах. Миллениалы и тем более «зеты» — на «ты» с технологиями, привычны к бешеным скоростям и готовы тратить деньги на покупку свободного времени — самого ценного для них ресурса. У этих людей нет устойчивых предпочтений в выборе еды. Они стремятся к комфорту и хотят мгновенно получить желаемое. Зачем копить на собственную машину, если можно воспользоваться приложением и через 10 минут получить такси к подъезду? Зачем захламлять квартиру швабрами, если можно пригласить клининговую службу? Зачем тратить ценные часы жизни на приготовление кастрюли борща, когда можно каждый день в удобное для себя время заказать разную свежую еду?

Самый большой и развитый рынок доставки еды — Великобритания. Крупнейший британский сервис Just Eat обрабатывает 370 тысяч заказов в день, подключен к 75 тысячам ресторанов и обладает прибылью равной 375 млн фунтов. Самое популярное блюдо — бургер. Второй по величине рынок — США. Там крупнейший игрок Grubhub принимает 274 тысяч заказов в день, является партнером 55 тысяч ресторанов и имеет прибыль 493 млн долларов. Любимая еда в США — пицца.

Рынок foodtech в России: в чем отличия?

Российский рынок доставки готовой еды хоть и отстает от западного лет на пять, но растет стремительно. В 2017 году, по некоторым оценкам, он достиг 104,6 млрд рублей. Это рост почти на 17% к 2016 году, и тренд продолжится. Исследования показывают, что этот рынок не проседал даже в период кризиса 2014–2015 годах, а в 2016 году уже показал рост на 5,7%, составив 89,4 млрд руб в стоимостном выражении.

Увеличение рынка связано с повышением интереса к услуге со стороны новых пользователей и тех, для кого это превращается в привычку, и России есть куда расти. Больше всего по инфраструктуре и покупательской способности мы похожи на Турцию, где служба Yemeksepeti принимает 150 тысяч заказов в день и объединяет 10 тысяч ресторанов. В Москве же, например, среднемесячное число заказов Delivery Club составляет 735 тысяч, а количество подключенных к сервису ресторанов на конец 2017 года равно 6 500.

Рост российского рынка зависит от многих факторов. Важную роль здесь играют особенности менталитета. Российская аудитория консервативна: чтобы заказ еды превратился в привычку, должно пройти время. Есть прослойка прогрессивных горожан, которые рады пробовать новинки XXI века, но для большинства доставка еды — по-прежнему скорее повод отдохнуть от рутины и устроить себе небольшой праздник, а не альтернатива ежедневному приготовлению пищи.

Российская аудитория отличается и тем, что для нас поход в ресторан — всегда нечто большее, чем просто повод поесть. Основные причины питания «вне дома» — возможность провести время с друзьями/семьей или побаловать себя. Несмотря на то, что гостей в ресторанах давно не встречают по одежке, для кого-то выбор заведения все еще может указывать на социальный статус. Более того, в маленьких городах нет проблемы больших расстояний — полгорода можно объехать за десять минут и много заведений находятся в пешей доступности.

Сервис, который доставляет

Своевременная доставка еды требует безупречной системы логистики и клиентского обслуживания. Именно поэтому сервисы запускают собственные службы доставки, сами нанимают и обучают курьеров, следят за качеством их работы. Например, Delivery Club запустил курьерскую службу Delivery Express в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Казани с доставкой заказа за 45 минут — почти в два раза быстрее средней скорости доставки по стране, которая составляет более 80 минут.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте