Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Инновации вне закона

Тарун Ханна
Фото: Sean Gladwell/Getty Images

В 2013 году, когда в США, наконец, разрешили коммерческое использование дронов, стало ясно: область их применения огромна, но регулировать ее будет непросто. Новая технология поставила множество вопросов безопасности и защиты от злоумышленников — но кто должен прописать правила, тем более учитывая недостаток данных? Кроме всего прочего, пересекающие небо мини-роботы вызвали у многих беспокойство.

Внедрению новых продуктов и услуг часто мешают юридические, логистические и социальные препоны. Технологии вообще обычно опережают общество: создатели инноваций редко думают о правовых и социальных вопросах. На электромобили выделяются госсубсидии — однако Tesla нарушает государственные и региональные нормы, продавая их без посредников. Facebook*, несмотря на успех у пользователей и рекламодателей, только сейчас начинает задумываться о законности использования данных.

ИДЕЯ КОРОТКО


Проблема
На пути к внедрению инновации почти всегда сталкиваются с препонами: никто не знает, как их регулировать, вписывать в существующие бизнес-модели и социальные нормы.

Как разобраться
Предприниматели на развивающихся рынках сталкиваются с теми же институциональными проблемами, что и авторы инноваций. Самые успешные из них сами создают условия для развития. Зачастую это означает выстраивание социальной и институциональной инфраструктуры, поддерживающей всю экосистему.

Пример
На примере индустрии дронов можно увидеть, как много пользы эти усилия могут принести развивающимся технологиям. Одни игроки помогают государству принимать разумные законы, другие расширяют сферу применения технологий, третьи стимулируют создание негосударственных структур для поддержки отрасли.

Инновации дарят нам небывалый уровень комфорта — но вместе с тем не дают регулировать отрасли, вести бизнес и зарабатывать так, как мы привыкли. Такова их природа. Именно поэтому первым автомобилям запрещалось ездить быстрее лошадей, а луддиты в XIX веке разрушали станки, которые могли лишить их работы. Новые технологии меняют даже социальные нормы: до появления приложений для знакомств люди назначали свидания совершенно иначе.

Разумеется, предпринимателей не утешает тот факт, что их проблемы стары как мир. Они хотят сократить временной разрыв между созданием технологии и развитием социальных норм и привычек, позволяющих обществу принять новинку.

Институциональная инертность, подобная той, что мешает внедрению беспилотников в США, наблюдается и в развивающихся странах. Как ни странно, технологическим стартапам Запада есть чему поучиться в этом плане у пре­успевающих бизнесменов третьего мира.

Предприниматели в Бразилии и Нигерии знают: не стоит ждать от правительства создания институциональной и рыночной инфраструктуры. Они сами заполняют то, что мы с Кришной Палепу назвали «институциональными пустотами». Без создания условий они не смогут производить продукты и предоставлять услуги.

В развитых странах предприниматели, занимающиеся технологиями, считают, что влиять на законодательство и социум — не их дело. Но чье же? Можно играть жестко — игнорировать правила, кооптировать регулирующие органы или угрожать вывести бизнес за рубеж. Но в долгосрочной перспективе выгоднее действовать мягко: создать вместе с партнерами социально-институциональные структуры, которые будут способствовать росту, — как это делают предприниматели в развивающихся странах.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте