Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Испытание цифрой

Линус Дахландер , Мартин Уоллин
Фото: HBR STAFF/YURY VINOKUROV/EYEEM/GETTY IMAGES

Поиск специалистов в сфере цифровых технологий — одна из наиболее сложных задач, с которыми сегодня сталкиваются компании. Особенно трудно приходится крупным традиционным компаниям, работающим в отраслях, где не наблюдается заметного роста (например, целлюлозно-бумажной отрасли, металлургии, авиации), и удаленным от мегаполисов, где живут специалисты по анализу данных.

Поскольку эти компании не могут похвастаться высокой прибылью и не могут платить зарплаты как в Кремниевой долине, им приходится творчески подходить к вопросу найма и развития персонала. В нашем исследовании, охватившем деятельность двенадцати промышленных предприятий в Германии и странах Скандинавии, мы изучили, как компании пытаются улучшить цифровые навыки своих сотрудников — от создания акселераторов до обучения персонала — и наблюдали, какие проблемы возникают из-за этого.

Вот три самые большие проблемы, которые мы обнаружили.

Интеграция специалистов в сфере цифровых технологий в основной бизнес

Многие компания создают акселераторы или другие специальные подразделения, отвечающие за развитие их цифровых возможностей. Например, только в одном Берлине в компаниях Axel Springer, Bayer, Lufthansa, McKinsey, Boston Consulting Group, EON, RWE, Deutsche Bahn, Metro и ProSieben созданы акселерационные программы, направленные на развитие предпринимательского мышления и подрыв существующих бизнес-моделей. Даже StoraEnso — целлюлозно-бумажная компания, основанная в 1288 году и считающаяся старейшей в мире из существующих корпораций, — запустила программу цифровой акселерации.

Многие акселераторы расположены там, где сами компании не имеют офисов, но именно в этих городах находятся цифровые интеллектуальные ресурсы. Например, акселератор компании StoraEnso работает в сотрудничестве с Университетом Аалто в Хельсинки (городе, где появились на свет Angry Birds), а большая часть НИОКР и производства компании по-прежнему находится в офисах компании в обширных лесах Финляндии и Швеции.

Обычно в акселераторах царит культура, отличная от культуры материнских компаний: там другое офисное пространство, там разговаривают на другом языке, применяют иные методы управления и инструменты. При этом они способны создавать значительную ценность, разрабатывая новые направления бизнеса.

Однако в акселераторах часто возникает серьезная проблема интеграции новых сотрудников в основной бизнес компании. Акселераторы создаются для развития цифровых инноваций, но новые сотрудники далеки от компании и могут не видеть, как их программы взаимодействуют с основной стратегией и производством. Одна из причин этой проблемы заключается в том, что часто никто не отвечает за интеграцию акселератора в традиционную часть компании. Эта критически важная задача ложится на плечи высшего руководства, которому сложно уделять ей необходимое внимание в череде других срочных дел.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте