Управление инновациями

Пять шагов к искусственному интеллекту

Вартан Диланян
Фото: Franck V. / Unsplash

Технологическое развитие стало ключевым вызовом для топ-менеджеров во всем мире. По результатам глобального опроса, проведенного Accenture среди руководителей компаний, 85% лидеров называют технологии силой, оказывающей давление на бизнес. Цифровизация компаний оказывается настоящей проверкой на прочность для топ-менеджмента, и особенно остро это ощущают руководители, внедряющие системы искусственного интеллекта.

Именно здесь возникает больше всего вопросов: как именно перестроить бизнес-процессы? Как объяснить людям, что ИИ не отберет их работу? Как наладить взаимодействие между сотрудниками и их программными «коллегами»? Большинство из этих решений требуют не только интеллектуальной работы команды, но и инициативы со стороны топ-менеджмента. Приведу пять конкретных шагов, благодаря которым топ-менеджер может усилить эффективность внедрения ИИ в бизнесе.

1. Выявите «болевые точки» в своей организации

Никогда нельзя внедрять технологии «ради технологий» или «потому что поставщик сделал хорошее предложение». Искусственный интеллект должен решать задачи, которые позволят бизнесу получить конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе, и выявить их должен именно топ-менеджер — человек, видящий бизнес как цельную картину.

Для многих компаний такой «болевой точкой» станет прогнозирование спроса: системы искусственного интеллекта уже отлично справляются с этой задачей, анализируя массивы данных. Например, одна из крупнейших компаний в области здорового питания только за счет внедрения ИИ смогла повысить точность прогнозов на 20%: решение на базе нейросетей справлялось с этой задачей лучше, чем традиционные программные продукты. В итоге количество нераспроданной продукции сократилось на 30%.

Для других компаний «болевая точка» — слабый клиентский сервис. Искусственный интеллект в таком случае поможет улучшить отношение потребителей к бренду, своевременно предложив персонализированный продукт в нужный момент времени. Третий частый случай — длительные внутренние процессы (например, найма или согласований), из-за которых компания работает медленнее, чем того требуют реалии рынка.

2. Организуйте внутри компании центр инноваций

Важная часть трансформации компании — создание культуры экспериментирования. Технологическое развитие — непрерывный процесс, поэтому руководителю нужно изменить отношение к неудачным экспериментам: как и в науке, в новом бизнесе неудача не провал, а ценный результат. Разумеется, культура инноваций должна найти отражение и в организационной структуре компании.

На практике нужно создавать рабочие группы, или даже внутренние стартапы, которые разрабатывают и применяют новые технологии и подходы к бизнесу. Хороший пример дает российская «Северсталь», создавшая сеть инновационных центров внутри компании. Они не централизованы, то есть не управляются из одной точки, в них заняты люди из самых разных подразделений – от добычи сырья и металлургических цехов до маркетинга, в них сталкиваются самые разные точки зрения и подходы. Но на выходе получаются идеи и прототипы, которые можно масштабировать на всю компанию.

3. Создайте систему переквалификации кадров

Внедрение систем искусственного интеллекта часто сопровождается недовольством и непониманием со стороны сотрудников. Поэтому недостаточно быть просто «топ-менеджером», необходимо быть лидером. В эпоху искусственного интеллекта ценность людей, парадоксальным образом, только возрастает. Процессы становятся гибкими и адаптивными, и каждый сотрудник, который готов учиться новым навыкам — на вес золота. Когда в команде есть уверенность, что руководство поможет людям сохранить рабочие места, организационное сопротивление внедрению искусственного интеллекта сокращается.

Например, в Accenture мы поступаем следующим образом: на глобальном уровне переобучаем сотрудников, рабочие места которых сокращаются из-за автоматизации (60% средств, сэкономленных на автоматизации, реинвестируется в переквалификацию кадров).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте