Пять шагов к искусственному интеллекту | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Пять шагов к
искусственному интеллекту

Краткое руководство для топ-менеджера компании

Автор: Вартан Диланян

Пять шагов к искусственному интеллекту
Фото: Franck V. / Unsplash

читайте также

Как научиться доверять искусственному интеллекту

Мария Григорьева

Что сдерживает рост компании Uber

Скотт Энтони

Во что обойдутся низкие зарплаты

Кашио Уэйн

Осторожно, выгорание

Джоан Бретт,  Маргарет Лучано

Технологическое развитие стало ключевым вызовом для топ-менеджеров во всем мире. По результатам глобального опроса, проведенного Accenture среди руководителей компаний, 85% лидеров называют технологии силой, оказывающей давление на бизнес. Цифровизация компаний оказывается настоящей проверкой на прочность для топ-менеджмента, и особенно остро это ощущают руководители, внедряющие системы искусственного интеллекта.

Именно здесь возникает больше всего вопросов: как именно перестроить бизнес-процессы? Как объяснить людям, что ИИ не отберет их работу? Как наладить взаимодействие между сотрудниками и их программными «коллегами»? Большинство из этих решений требуют не только интеллектуальной работы команды, но и инициативы со стороны топ-менеджмента. Приведу пять конкретных шагов, благодаря которым топ-менеджер может усилить эффективность внедрения ИИ в бизнесе.

1. Выявите «болевые точки» в своей организации

Никогда нельзя внедрять технологии «ради технологий» или «потому что поставщик сделал хорошее предложение». Искусственный интеллект должен решать задачи, которые позволят бизнесу получить конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе, и выявить их должен именно топ-менеджер — человек, видящий бизнес как цельную картину.

Для многих компаний такой «болевой точкой» станет прогнозирование спроса: системы искусственного интеллекта уже отлично справляются с этой задачей, анализируя массивы данных. Например, одна из крупнейших компаний в области здорового питания только за счет внедрения ИИ смогла повысить точность прогнозов на 20%: решение на базе нейросетей справлялось с этой задачей лучше, чем традиционные программные продукты. В итоге количество нераспроданной продукции сократилось на 30%.

Для других компаний «болевая точка» — слабый клиентский сервис. Искусственный интеллект в таком случае поможет улучшить отношение потребителей к бренду, своевременно предложив персонализированный продукт в нужный момент времени. Третий частый случай — длительные внутренние процессы (например, найма или согласований), из-за которых компания работает медленнее, чем того требуют реалии рынка.

2. Организуйте внутри компании центр инноваций

Важная часть трансформации компании — создание культуры экспериментирования. Технологическое развитие — непрерывный процесс, поэтому руководителю нужно изменить отношение к неудачным экспериментам: как и в науке, в новом бизнесе неудача не провал, а ценный результат. Разумеется, культура инноваций должна найти отражение и в организационной структуре компании.

На практике нужно создавать рабочие группы, или даже внутренние стартапы, которые разрабатывают и применяют новые технологии и подходы к бизнесу. Хороший пример дает российская «Северсталь», создавшая сеть инновационных центров внутри компании. Они не централизованы, то есть не управляются из одной точки, в них заняты люди из самых разных подразделений – от добычи сырья и металлургических цехов до маркетинга, в них сталкиваются самые разные точки зрения и подходы. Но на выходе получаются идеи и прототипы, которые можно масштабировать на всю компанию.

3. Создайте систему переквалификации кадров

Внедрение систем искусственного интеллекта часто сопровождается недовольством и непониманием со стороны сотрудников. Поэтому недостаточно быть просто «топ-менеджером», необходимо быть лидером. В эпоху искусственного интеллекта ценность людей, парадоксальным образом, только возрастает. Процессы становятся гибкими и адаптивными, и каждый сотрудник, который готов учиться новым навыкам — на вес золота. Когда в команде есть уверенность, что руководство поможет людям сохранить рабочие места, организационное сопротивление внедрению искусственного интеллекта сокращается.

Например, в Accenture мы поступаем следующим образом: на глобальном уровне переобучаем сотрудников, рабочие места которых сокращаются из-за автоматизации (60% средств, сэкономленных на автоматизации, реинвестируется в переквалификацию кадров).

Более того, новая система обучения должна быть сформирована из расчета, что каждому сотруднику (включая топ-менеджера) придется учиться неоднократно. Технологии быстро меняют бизнес: эксперты OECD оценивают, что 65% сегодняшних детей будут работать в профессиях, которые еще не изобретены. И они должны быть готовы к тому, чтобы сменить в среднем 25 видов занятости за свою жизнь.

4. Сформируйте гибридную корпоративную культуру

Еще одна серьезная проблема состоит в том, что людям свойственно не доверять результатам, которые демонстрирует искусственный интеллект. Сотрудники компаний часто сомневаются в выводах, полученных машиной. Это происходит потому, что сегодня во многих компаниях есть разделение: эти задачи для искусственного интеллекта, вот те для сотрудника.

Однако между двумя этими полюсами – тем, что может делать только ИИ, и тем, что остается прерогативой человека — находится область, где человек и машина сотрудничают: люди дополняют, обучают машины и обеспечивают их устойчивость, а ИИ наделяет людей сверхспособностями. Это так называемая «недостающая середина», и именно эти профессии станут основой в технологичной компании будущего.

Вот что конкретно стоит сделать. Во-первых, обучите ключевых сотрудников работе с искусственным интеллектом: расскажите, какие задачи он решает, покажите реальный результат в цифрах. Во-вторых, подключите к работе над корпоративной культурой специалистов по разъяснению — сотрудников из той самой «недостающей середины», которые понимают принципы действия ИИ и могут хотя бы поверхностно объяснить их остальной команде.

5. Сократите «зону моральной деформации»

Искусственный интеллект решает задачи и дает вводные для принятия решений, но ответственность за эти решения может взять на себя только человек. По аналогии с «зоной деформации» в автомобиле, которая берет на себя удар в случае аварии, при работе с ИИ есть так называемая «зона моральной деформации». Это действительно серьезная проблема: например, если в результате работы сервиса на базе ИИ клиент получает неудовлетворительный результат, то разбираться с этим придется сотрудникам службы поддержки.

Для топ-менеджера важно, чтобы его команда понимала: степень этой ответственности под контролем компании. Чтобы этого добиться, нужно предпринять ряд мер.

Во-первых, создать механизм выявления глубинных причин, стоящих за ошибками искусственного интеллекта, по сути, сделать алгоритмы подотчетными. Второй способ — сформировать систему, в которой сотрудники могут ставить оценки действиям искусственного интеллекта: так вы получите обратную связь и сможете контролировать общее качество работы ИИ. И самое важное: позвольте людям аргументированно ставить под сомнение действия алгоритма. Позвольте сотрудникам принимать решение исходя из контекста, который не учитывает искусственный интеллект.

Все эти шаги требуют полного пересмотра роли топ-менеджера в компании. В эпоху искусственного интеллекта недостаточно быть просто «руководителем». Бизнесу требуется лидер, обладающий достаточной волей, вниманием к людям и смелостью для того, чтобы полностью перестроить бизнес-процессы внутри компании и запустить процесс трансформации, который не остановится уже никогда.

Об авторе. Вартан Диланян — генеральный директор Accenture в России и Казахстане.