Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как решать социальные проблемы с помощью технологий: опыт Индии

Виджай Махаджан
Фото: Jasper James/Getty Images

Пару лет назад, стоя на платформе железнодорожного вокзала в Нью-Дели, я заметил, что несколько мужчин смотрят на смартфонах прямую трансляцию важного матча по крикету между Мумбаи и Дели. Видео было кристально четким. Сервис работал не хуже, чем любая прямая трансляция, которую я мог запустить у себя дома в Остине, штат Техас. Обстановка вокруг при этом напоминала сцену из XIX века: пыльный, горячий воздух, вокруг толпы пассажиров, ни одной пустой скамейки и характерные для индийских общественных пространств ароматы, которые невозможно игнорировать.

Это наложение проблем XIX века на возможности XXI века создает интересную динамику для тех 86% потребителей, которые живут в развивающихся странах, и для обслуживающих их компаний. У большинства индийцев нет водопровода и электричества. У многих сельских жителей, в частности, нет доступа к высококачественному здравоохранению и образованию. Но у цифровых технологий есть потенциал для решения многих из этих проблем.

Я уже думал об этом в 2017 году, когда посмотрел трейлеры фильма «Туалет: История любви». Эта кинокартина — вольная интерпретация реальной истории об индийской женщине, которая после свадьбы отказалась ехать к мужу, потому что у него в доме не было туалета, — прогремела на всю Индию. По данным ЮНИСЕФ, на тот момент почти половине жителей страны приходилось справлять нужду на улице. Поэтому премьер-министр Нарендра Моди, желая улучшить санитарные условия и уменьшить количество случаев домогательств к женщинам, пообещал построить по всей стране 100 млн новых туалетов в рамках программы «Чистая Индия» (Swachh Bharat). Чтобы найти ближайший туалет, теперь можно воспользоваться мобильным приложением, следуя совету на билбордах: «Когда природа зовет, пользуйся телефоном!» Несмотря на укоренившиеся привычки и сложности с администрированием программы, правительство, по словам Моди, за пять лет обеспечило туалетами 600 млн человек.

Самые успешные индийские потребительские компании, использующие цифровые технологии, получают возможность работать с миллионами сельских жителей, расширять рынки за счет повышения экономического потенциала и положительно влиять на здоровье и благосостояние населения. Взять, к примеру, достижения телекоммуникационной компании Reliance Jio, основанной богатейшим гражданином Индии Мукешем Амбани. Продавая дешевые телефоны с бесплатным доступом к сети 4G в первые семь месяцев, Jio менее чем за два года выстроила огромную абонентскую базу и трансформировала целый ряд индийских рынков. Теперь стоимость Jio оценивают в $65 млрд, и многие компании, в том числе Facebook*, купили ее акции.

Потребительским компаниям нужно понимать перспективы и трудности, возникающие на стыке новых возможностей и старых проблем.

Малый и средний бизнес и предприниматели могут получать доступ к новым потребителям и рынкам…

Успехи платформы электронной торговли IndiaMART — пример того, как компании могут расширять свои рыночные возможности, связывая местные предприятия и местных потребителей с внешним миром. Цифровые технологии облегчают эти взаимодействия на макро- и микроуровнях и открывают доступ и к большим группам, и к нишевым аудиториям. IndiaMART используют образованные городские потребители. Например, премьер-министр Нарендра Моди любит поставляемые через платформу сморчки. Но сайт также помогает сельским потребителям. Я посещал головной офис компании и видел там десятки людей, продающих коровий навоз и мочу для применения в органическом земледелии.

Помогая продавцам и покупателям находить друг друга, IndiaMART способствует росту благосостояния и покупательной способности для малого и среднего бизнеса, но параллельно работает и на собственный успех. Проект стремительно вырос и недавно провел первичное размещение акций на бирже.

…А рынки могут модернизироваться

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте