Управление инновациями

Хватит называть это инновациями!

Надя Жексембаева
Фото: Tim Robberts/Getty Images

Позвольте мне начать с очевидного: инновации — это модное слово. Оно в моде так давно, что можно сказать: мы создали вокруг него культ.

По оценкам международной консалтинговой компании Board of Innovation, на данный момент в продаже имеется около 70 тыс. книг об инновациях. Если вы читаете со скоростью 20 страниц в день, то вам понадобится 2500 лет, чтобы прочесть их все. Ищете короткий путь? Ок, поиск в Google даст вам почти 2 млрд результатов. Сузим еще? Только на страницах Harvard Business Review найдется 4858 цифровых статей и 10192 тематических исследований.

Любовь к инновациям в прессе полностью соответствует их приоритету в повестке дня президентов и гендиректоров. В 2019 году 55% руководителей компаний, участвовавших в 22-м ежегодном глобальном опросе руководителей компаний PWC, признались, что не могут эффективно внедрять инновации — и этот пробел вышел на первое место по всему списку компетенций лидеров. А в отчете C-Suite Challenge за 2020 год, опубликованном Conference Board, «формирование инновационной культуры» вошло в тройку самых неотложных внутренних проблем 740 руководителей, опрошенных по всему миру.

Будь то в классе программы MBA, или в любимом бизнес-издании, или в зале заседаний советов директоров, инновациям поклоняются все и везде.

Есть только одна проблема: мы можем любить инновации. Но большинство наших сотрудников их ненавидит.

Впервые я обнаружила этот маленький секрет вскоре после того, как оставила свою безопасную работу профессора бизнес-школы, чтобы начать собственный консалтинговый бизнес, сосредоточившись, как вы уже догадались, на внедрении инноваций в компаниях.

Вооружившись последними исследованиями и горящими идеями, как помочь моему первому клиенту, глобальной горнодобывающей компании, стать более гибкой и инновационной версией самой себя, я столкнулась лицом к лицу с реальностью. Прямо посреди перерабатывающей фабрики на меня смотрел линейный менеджер, а над нами витал его застывший, но далеко не немой, вопрос: «Вы что там все обкурились в совете директоров?!»

С тех пор я слышала этот вопрос в разных формах на каждом проекте, над которым работала. Всего несколько недель назад на ежегодной стратегической сессии в глобальной компании по производству потребительских товаров мне прямо сказали: «Для вашего брата инновации — это все. А для нашего брата — это дополнительная работа без результатов или, что того хуже, потеря работы».

Сухие факты исследований подтверждают эти наблюдения. Исследовательская группа в Университете Торонто опросила 1000 американских и канадских работников интеллектуального труда (все с высшим образованием), чтобы оценить их отношение к инновациям. В дополнение к измерению «стремления к инновациям» ученые изучили такие факторы, как «дерзость» и «открытость к риску» в двух странах и трех возрастных группах (до 35, 35—44 и более 45 лет).

Хотя показатель тяги к инновациям среди участников варьировал между 14 и 28%, только две из шести опрошенных групп превысили отметку 25%. Готовность идти на риск была более показательной: в лучшем случае, это 19% компаний, в некоторых группах этот показатель достиг только 11%.

И это результаты исследования, проведенного в двух странах, считающихся наиболее инновационными. Что же тогда делать всем остальным?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте