Управление инновациями

Глобальные карлики

Евгения Чернозатонская

Европа не похожа на Америку, и европейский бизнес — на американский. Сама по себе мысль настолько очевидная, что вряд ли достойна места на бумаге. Но большинство корифеев управленческой науки несут миру рецепты американ­ского успеха. А может, стоит поучиться у фирм Германии, Австрии, Скандинавских стран? Немец Герман Зимон, в прошлом профессор Университета Майнца, Гарварда, INSEAD и Стэнфорда, с 1986 года собирал истории успеха компаний по всему миру и пришел к выводу, что именно в Германии и сопредельных странах больше всего фирм, которые он называет «скрытыми чемпионами». Его вышедшая в 2009 году книга «Hidden Champions of the 21 Century: Success Strategies of Unknown Market Leaders» объясняет, как в мировые лидеры прорываются компании, чьи имена вряд ли у нас на слуху, а размеры бизнеса не позволяют­ надеяться на попадание в список Fortune 500.

Идея заняться «скрытыми чемпионами» родилась у Зимона 25 лет назад в разговоре с Тедом Левиттом, профессором Гарвардской школы бизнеса. Тот спросил его, почему, собственно, родина Зимона (тогда еще Западная Германия) лидирует в мировом экспорте. Собеседники знали, что огромные цифры зарубежных продаж ФРГ во многом обеспечивали работавшие на внешний рынок мелкие и средние фирмы — а не только крупные корпорации. Подобного не было и нет в США, Франции, Японии. До сих пор по объему экспорта Германия опережает США и лишь недавно уступила пальму первенства Китаю.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте