Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Главный вопрос инноватора: как бы поступил Фосбери?

Шейн Шоу

Когда шестнадцатилетний Дик Фосбери начал заниматься легкой атлетикой, по прыжкам в высоту он не мог равняться даже со своими одноклассниками. У него была слабая спина, плохо работали ноги, в целом он был хилый паренек — не из таких выковываются чемпионы. А еще, к негодованию тренера (возможно, также и мамы Дика), Фосбери обзавелся паршивой привычкой прыгать задом наперед, не как нормальные люди.

Но за пять лет он стал рекордсменом по прыжкам в высоту и чемпионом летних Олимпийских игр 1968 года в Мехико, взяв планку высотой 2,24 метра.

В ту пору ведущие спортсмены прыгали «ножницами»: неслись прямиком к планке, прыгали через нее, поочередно перебрасывая вытянутые ноги. На Олимпийских играх Фосбери шокировал зрителей и судей: он подбежал к планке по дуге, прыгнул «не с той» ноги и полетел через планку вперед головой, перевернувшись на спину. Так он установил рекорд, взяв непревзойденную высоту.

К следующей Олимпиаде большинство участников уже прыгали точно так же, переворачиваясь на спину. Сегодня в этом виде спорта «фосбери-флоп» — основная техника.

Фосбери вывел свой вид спорта на новый уровень и сделал это не потому, что трудился больше всех или нарастил такие мышцы, каких не было у соперников — нет, он просто понял, что общепринятое правило не так уж непреложно.

По такой же схеме совершаются и инновации в бизнесе. Заметный прогресс и на макро-, и на микроуровне происходит тогда, когда игроки нарушают правила, видят, что эти правила можно нарушить — иными словами, когда люди опровергают укоренившиеся предвзятые мнения.

Читайте материал по теме: Как руководители внедряли и применяли инновации в 1969 году

Психологи называют этот эффект «латеральным мышлением». Человек, создавший этот термин — Эдвард де Боно — пояснял: «В наиболее реальных жизненных ситуациях нам попросту не дают всех кусочков пазла, и мы воображаем себе их так, как принято: принимаем как данность определенные концепции, предпосылки и ограничения. Но латеральное мышление не играет с имеющимися в наличии частями головоломки, а старается их изменить».

Латеральное мышление подарило нам печатный станок, поезда и Декларацию независимости. Что еще удивительнее: самолеты-невидимки, цифровые проекторы и даже наклейки появились тоже благодаря латеральному мышлению — внутри уже существовавших компаний. Gmail затеял один человек, это был его дополнительный к основной работе частный проект. Facebook* возник, когда сумасшедшие хакеры взломали университетскую сеть. Все эти люди решали вроде бы побочные для основного дела задачи, а в результате задавали новые правила игры, и конкуренты, задыхаясь, пытались их догнать.

Для большинства компаний основная проблема состоит в том, как сочетать нетрадиционное мышление, дарующее подобные прорывы, с минимальным риском. Starbucks не обрадуется, если латерально одаренные баристы принесут на работу бурбон и начнут подливать его в кофе.

Разве что бурбон-латте станет хитом продаж.

Читайте материал по теме: Как выманить у сотрудников хорошие идеи

Тут-то и загвоздка. Мы неплохо продвинулись в жизни, играя по правилам, а то и предписывая их (например, став предпринимателями), и наши представления о нашем бизнесе уже вроде как отвердели в бизнес-скрижалях.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте