Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как быть менеджером робота

Майкл Шрейдж

Умные, почти самостоятельные роботы и другие машины вытесняют людей с рабочих мест по всему миру. Они быстро учатся, прилежно трудятся и уж конечно, не жалуются. Умные технологии обеспечивают компаниям бОльшую выгоду за меньшие деньги.

Но у этих «сверхмашин» имеются свои проблемы. Что делать, если набор алгоритмов будет давать не лучший результат? Как переучивать «двоечников» среди этих машин? Если сложные устройства — консультанты из Fidelity, беспилотные автомобили из Uber, диагносты из Watson — ведут себя так, что клиенты начинают нервничать, как указать им на ошибки и как помочь им исправиться? Кто или что несет за них ответственность? Недавний скандал с Tay — созданием Microsoft — прекрасный пример того, что может случиться, если не подумать заранее о переобучении для машин.

Этим блестящим и усердно трудящимся машинам «разбор полетов» требуется не в меньшей степени, чем ленивым и недисциплинированным людям. Эффективные менеджеры понимают, что производительность труда, а также лояльность клиента зависят не только от умения вдохновлять сотрудников, но и от способности управлять машинами и правильно их мотивировать.

Проще говоря, если руководитель не научит роботов корректно выполнять их работу, он может лишиться своей. Добиться, чтобы умные машины раскрыли свой человеческий (каламбур умышленный) потенциал — главная задача менеджера в XXI веке.

Читайте материал по теме: Как руководители внедряли и применяли инновации в 1969 году

«В этом заключается сама суть дизайна интеллектуальных систем, — утверждает Джерри Каплан, автор книги ''Humans Need Not Apply''. — Естественным продолжением исторического прогресса станет ''автоматизация'', а не воспроизведение человеческого разума».

Каплан, серийный предприниматель и инвестор из Силиконовой долины, напрочь отвергает попытки управления умными машинами, их очеловечивания как «избыточный и нелепый антропоморфизм».

«Вы же не станете усаживать робота в кресло и тыкать его носом в его же ошибки», — посмеивается он.

Но и Каплан признает, что в самообучаемые системы, которые имеют дело с клиентами, все чаще встраиваются эмоции, и они не ограничиваются оптимизирующими алгоритмами. Например, нетерпеливый пассажир Uber может захотеть, чтобы машина ехала быстрее, действовала агрессивнее, «мстила» тем, кто ее подрезал.

Если автопилот не будет разумно откликаться на требования пассажира, то он, как и безучастный водитель, получит низкую оценку от такого клиента. Но как автопилот должен сочетать осторожность и напор, чтобы вовремя доставить опаздывающего пассажира в аэропорт? Возможен ли агрессивный стиль вождения у автономного автомобиля? Если вы попросите вашего шофера прибавить газу — это одно, но с роботом это точно работать не будет. Пока желания клиента не выходят за рамки закона, этики и безопасности, желательно, чтобы умная машина была к ним столь же восприимчива, как и отзывчивый человек за рулем.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте