Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Интернет-платформы — новая модель самоорганизации людей

Джим Уайтхерст

Uber с недавних пор распространился повсюду. Теперь это многомиллиардный бизнес с филиалами по всему миру. Появился даже специальный термин — уберизация, которым характеризуют подрыв индустрии, созревшей для коренных изменений. В то же время понятие подрывных инноваций сейчас используется зачастую не в том смысле, которым изначально наделил его Клейтон Кристенсен.

Тем не менее, на мой взгляд, истинная причина ошеломляющего успеха Uber в том, что он меняет наше представление не об извозе как таковом, а об организации людей, которые им занимаются. Uber убедительно продемонстрировал, как можно заставить нас всех самоорганизоваться для решения конкретной поставленной задачи (доставка клиентов по указанными адресам в нашем случае) без предварительного планирования — этапа, без которого не могут обойтись обычные фирмы. Иными словами, бизнес-модель Uber — это очень сложная цепочка поставок, вышедшая за рамки концепции традиционной корпорации. Благодаря ей достижение результатов стало возможным без излишних временных затрат.

Это типичный пример того, как технологии могут радикально поменять наши представления об организации труда в будущем.

А теперь хотелось бы немного пояснить ситуацию. Я проработал много лет в Delta Airlines, пока не перешел в компанию Red Hat, выпускающую ПО на основе открытого исходного кода, которую я теперь возглавляю. Когда я трудился в Delta, мы тратили огромное количество денег и часов на планирование. Регулирование деятельности авиалиний представляет собой одну из сложнейших задач. Есть сотни самолетов, тысячи пилотов, бортпроводников, механиков и специалистов наземных служб, работу которых надо эффективно скоординировать. Нам нужно было обрабатывать кучу данных с помощью дорогого и сложного ПО и компьютеров, чтобы предсказывать нужды и особенности конкретной модели самолета и понимать проблемы, с которыми сталкивается каждая рабочая группа. У нас даже была целая армия людей с докторской степенью, чья ежедневная работа заключалась в том, чтобы производить вычисления, благодаря которым система бы функционировала и мы могли бы получать прибыль.

Читайте материал по теме: Общество должно дать «зеленый свет» компании Uber

Цепочка создания ценности Uber подразумевает решение той же задачи — ему приходится сталкиваться с разнообразными запросами, с тысячами водителей и машин, которые необходимо заправлять и ремонтировать. Оптимизация всего процесса в стандартном понимании потребовала бы гигантских усилий. Но Uber избежал таких проблем. Вместо этого он сфокусировался на создании площадки, на которой люди на машинах могли контактировать с теми, кому нужно куда-то ехать. В результате миллионы людей смогли самостоятельно организоваться в систему так, что взаимодействие спроса и предложения происходило быстро и эффективно. По сути, Uber представляет собой не что иное, как механизм, позволяющий людям делиться информацией и принимать решения о том, что они хотят сделать именно тогда, когда они хотят этого. Даже докторам наук пришлось снять шляпу перед стройностью и изяществом новой системы.

Стоит также отметить, что Uber не требует, чтобы привлекаемые им водители работали исключительно на его площадке. Многие из тех, кто работает на Uber, делают поездки и под конкурирующими брендами вроде Lyft. Так возникает ключевая проблема, связанная с тем, как именно компании нужно рассчитать количество рабочих часов конкретного сотрудника. Шоферы зачастую предпочитают работать по расписанию, которое лучше всего им подходит — может быть, как раз в свободное время между тем, как отвести детей в школу и забрать их оттуда. Для других удобнее всего может оказаться 12-часовой рабочий день. Нет какого-то центра, который устанавливал бы правила вроде фиксированного восьмичасового рабочего дня.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте