Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В какие проекты сейчас время инвестировать?

Гульнара Биккулова

Большинство инвесторов — это люди из сферы телекоммуникаций и ИТ, поэтому в основном они вкладывают средства в проекты, связанные с электронной коммерцией (доля сделок, совершаемых в интернет-проектах составляет 90%). Это достаточно простые бизнесы с низким порогом входа. Уникальных идей в этой сфере очень мало, поскольку чаще всего используют метод копирования успешных моделей, показавших свою эффективность на других рынках. С точки зрения масштабов бизнеса это, естественно, не очень интересно, потому что расширения его возможны только на один рынок.

С каждым годом наблюдается прирост более качественных проектов, которые могут быть потенциально интересны широкому кругу инвесторов.

По-прежнему инвесторы чаще вкладываются в популярные и раскрученные направления, выбирая понятную финансовую модель и надеясь на быстрый выход. Тем не менее на мировом рынке эта тенденция уже начинает меняться — если посмотреть на американский рынок сделок, последние три года лидирующими стали сферы здоровья, образования и развлечения.

В России картина тоже постепенно трансформируется — в области здравоохранения наблюдается рост сделок, появились новые венчурные фонды, отраслевые акселераторы. Например, Life Sciences (трек федерального акселератора GenerationS), который объединяет проекты, разрабатывающие лекарственные препараты, диагностические системы, приборы медицинского назначения. В частности компания-производитель экзоскелетов «Экзоатлет» сейчас проводит второй этап исследований в Архангельской области: 20 пациентов-добровольцев с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата проходят реабилитацию с помощью экзоскелета компании. Кроме того, сейчас актуальны разработки, которые находятся на стыке медицины и интернета, все что называется «интернетом вещей». Люди хотят быть здоровыми, поэтому инвесторы тоже следуют этим трендам, понятна технология, понятна аудитория.

Развлечения — еще одно направление, в которое инвестируют достаточно много. Это разработка всевозможных рекламных технологий, связанных с доставкой контента, с новыми носителями информации.

Сфера образования сейчас тоже активно развивается, появляется много государственных проектов.

Успех Coursera и зарубежных онлайн-ресурсов для обучения программированию (Codeacademy, Code.org и другие) стимулировали появление нечто похожего и у нас. В качестве примера можно назвать площадки для онлайн-обучения программированию Geekbrains. HTMLacademy, Javarush и другие. Также в России развиваются порталы, посвященные изучению иностранных языков: например, образовательная платформа LinguaLeo за 6 лет из стартапа выросла в полноценный бизнес и сейчас насчитывает более 13 миллионов пользователей.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте