Управление инновациями

Цифровая трансформация в эпоху «черных лебедей»

Владимир Коровкин
Фото: wang binghua / Unsplash

Любая компания должна научиться гибко реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию, отвечать на множество конкурентных вызовов, ломающих традиционные рынки и обесценивающих налаженные бизнес-процессы. И что сейчас особенно важно — тратить на все это минимум ресурсов.

Можно ли было спрогнозировать пандемию или беспрецедентные санкции как «черных лебедей» для цифровой трансформации бизнесов в России? В теории — да, такие прогнозы можно было бы рассмотреть. Но предсказать бизнес-модель в этих условиях — вряд ли. Есть хороший пример про цифровизацию коммуникаций: в начале 2000-х эксперты рассуждали, что произойдет слияние телевидения и интернета. Но как конкретно, на какой платформе — угадать не смог практически никто. Это относится не только к «черным лебедям», но и к технологическим «разрушениям» (disruptions). На рынке всегда может появиться решение, способное сломать статус-кво в индустрии, иногда хватает даже небольшой инновации. Нет смысла представлять подобные ситуации заранее, но нужно настроиться на них стратегически, а для этого выработать собственную готовность к трансформациям. Об этом я писал в своей книге «От носорога к единорогу. Как провести компанию через трансформацию в цифровую эпоху и избежать смертельных ловушек», которая в феврале 2022 года стала бестселлером по версии The Wall Street Journal.

Еще задолго до сегодняшней «эпохи перемен» цифровую трансформацию воспринимали как игрушку с невнятным результатом, доступную только большим игрокам с большим капиталом. Возможно, в текущих условиях это ощущение усилится, но оно — ложное. А все потому, что менеджмент зачастую не до конца понимает сути цифровой трансформации, описанной выше. Осознание должно наступить как можно скорее: условия становятся все жестче. Элементарно для того чтобы выжить, каждая компания должна поставить себе цель стать «единорогом».

Цифровая трансформация: перезагрузка

Для цифровой трансформации все складывается далеко не позитивно: я это вижу, в том числе, по отзывам студентов MBA Московской школы управления «Сколково». Можно смело забыть все те векторы развития, которые рисовались еще совсем недавно, даже в коронавирусную эпоху — пора настраивать их полностью заново. При этом, как ни парадоксально, сейчас проще разглядеть конфигурацию бизнеса на горизонте 2—3 лет, нежели на самое ближайшее время.

Ключевой фактор неопределенности — временной горизонт чрезвычайных обстоятельств, то есть отключений от глобальных технологических платформ. Если они продлятся более 2—3 лет, придется перейти на полностью собственные решения. Разумеется, за такой короткий срок невозможно самостоятельно воспроизвести привычный уровень технологического качества — необходимо сфокусироваться на базовой функциональности, критически важной для бизнеса. Вспомним опыт владения ВАЗовской «классикой»: не самая комфортная машина, но в целом ездила. Да, ломалась, поэтому у каждого владельца был ящик с инструментами, с помощью которых он своими руками устранял значительную часть поломок.

Об авторе

Владимир Коровкин — старший преподаватель бизнес-практики «Сколково» MBA.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте