Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как разговаривать с нервным человеком

Марк Гоулстон

Когда люди нервничают (а они же все время нервничают) их мышление сужается. Нейрофизиологи поясняют, что эмоциональный мозг, появившийся в результате эволюции млекопитающих, теряет связь с более высокоразвитым рациональным мозгом человека (тем, который умеет охватывать перспективу). Инстинкт побуждает передать управление примитивной части мозга, которая умеет только драться и убегать. Человек сдерживается с трудом: если поддастся этому побуждению, себе же хуже наделает какими-нибудь импульсивными поступками. В таком зажатом состоянии мозг не воспринимает новые указания и тем более не способен им следовать.

Вот что обязательно должен учитывать тот, кому нужно организовать других людей и добиться от них определенного результата. Почти всем нам приходится это делать время от времени. Так вот: если вы говорите как бы поверх головы подчиненного — и наоборот, когда вы от него настойчиво что-то требуете — вы давите на его средний мозг, из-за чего он хуже воспринимает ваши слова.

Есть более правильный способ: обращаться к человеку, а еще лучше — говорить с ним. Так вам удастся снизить давление, обратиться к высшей части мозга, и он вам откроется. Но учтите: ваши намерения, ваша интонация могут быть неправильно расшифрованы.

Как убедиться, что вы эффективно строите свой разговор? Следите за языком тела: он укажет на признаки того, как собеседник воспринимает ваши слова и интонацию, и вы их откорректируете.

Человеку кажется, будто вы говорите «поверх головы». Он хочет поскорее выйти из разговора, он обижен, потому что ему кажется, будто вы обращаетесь к другим участникам встречи, а не к нему. «Какой невежа! — восклицает он про себя. — В ближайший перерыв я уйду со встречи и не вернусь!»

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте