Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как высказать свое мнение, чтобы к нему прислушались

Дэвид Рок , Хайди Грант , Халил Смит
Фото: PCHYBURRS/GETTY IMAGES

Высказывать свое мнение — нелегкая задача.

Вы наблюдаете не очень этичную ситуацию. Замечаете, что к кому-то несправедливо относятся. Слышите оскорбительные высказывания. Не соглашаетесь с мнением большинства. Хотите предложить новую идею в процессе принятия решений.

Мы все хотим думать, что в таких ситуациях обязательно выскажемся и вмешаемся. Но на самом деле мы очень плохо умеем прогнозировать собственное поведение, и по целому ряду причин нам бывает очень сложно высказаться, когда этого требуют обстоятельства. Исследования показывают, что большинству из нас свойственно бездействовать, а затем рационализировать собственное бездействие.

Но ведь ваш долг как хорошего работника, отзывчивого коллеги или вдумчивого лидера — смело высказывать свое мнение. Как же это сделать?

Во-первых, признайте, что это может быть психологически тяжело.

Исследования о так называемом «реалистичном оптимизме» показывают, что люди, которые выполняют непростые и важные задачи, чаще доводят дело до конца, если осознают их сложность. Чтобы научиться высказывать свое мнение, важно понять разницу между верой в свои силы и наивной уверенностью в том, что дело пустяковое.

Простой пример: профессор психологии в Нью-Йоркском университете Габриэль Эттинген изучала поведение женщин, которые следовали программе снижения веса. Она выяснила, что женщины, которые верили в свой успех, потеряли на 11,8 кг больше, чем те, кто сомневался в своих силах. Однако женщины, убежденные в том, что справятся без особого труда, потеряли на 10,9 кг меньше тех, кто смотрел на задачу реалистично.

Когда вам нужно высказать свое мнение, важно понимать, что это может быть непросто.

Во-вторых, постарайтесь снизить негативные социальные последствия.

Социальная мотивация зависит от пяти факторов: статус, уверенность, автономность, чувство принадлежности и справедливость. Значимость каждого элемента может меняться в зависимости от личных особенностей и культурных различий, но так или иначе всем нам нужно уважение в коллективе, уверенность в собственном жизненном опыте, свобода выбора, социальные связи и взаимность. Эти элементы социальной мотивации — своеобразная валюта межличностных коммуникаций, система наград и рисков, с которыми мы сталкиваемся, взаимодействуя с другими людьми.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте