Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Хватит ныть!»: чего нельзя говорить коллегам в трудной ситуации

Дебора Грейсон Ригель
Фото: HANS BERGGREN/GETTY IMAGES

У всех случаются плохие дни на работе, но у некоторых это происходит чаще, чем у других. Вы можете расстроиться из-за того, что не удалось выполнить план по продажам, злиться, что повышение досталось другому сотруднику, или грустить из-за сокращений в своем отделе. Нравится вам это или нет, негативные эмоции являются частью работы в любой компании.

Впрочем, одно дело испытывать негативные эмоции самому и, хорошо себя зная, понимать, сколько времени уйдет на то, чтобы их преодолеть. Совсем другое — когда с продолжительными трудностями сталкивается ваш коллега, и спустя какое-то время вы начинаете думать: «А не пора ли ему уже с этим справиться?».

Даже если вы понимаете, что на восстановление после трудного периода нужно время, вы можете испытывать нетерпение. Почему это происходит? Дело в том, что отчаяние и разочарование вашего коллеги могут негативно сказаться на результатах его работы, а это, в свою очередь, отражается и на вашей деятельности. Кроме того, исследования показывают, что эмоции заразны, и чем дольше ваш коллега чувствует себя плохо, тем выше вероятность того, что вы сами подхватите этот «вирус». К тому же со временем вы можете почувствовать, что у вас не остается сил и способов, чтобы оказывать помощь, проявлять эмпатию или даже интерес.

Как бы вам ни хотелось, чтобы коллега поскорее пришел в себя, вы не сможете ускорить этот процесс. Конечно, вы можете ухудшить положение вещей, если будете его игнорировать, осуждать, избегать, вступать с ним в конфликт, обсуждать его у него за спиной или говорить ему при встрече: «Хватит ныть!» Единственный способ выйти из тяжелой ситуации — пережить ее. Поэтому лучший способ помочь коллеге примириться с обстоятельствами и успокоиться — это предоставить ему возможность самостоятельно справиться с эмоциями.

Что вы можете сделать? Примите его текущее состояние и дайте ему возможность проанализировать свои эмоции и потребности, подумать о том, что мешает ему прийти в себя, и как он сам предпочел бы с этим справиться. Все это можно сделать, если следовать практике «принятия переживаний», то есть не избегать негативных эмоций и других неприятных состояний. Что из себя представляет эта практика?

Вместо того, чтобы сказать коллеге: «Ты слишком сильно из-за этого переживаешь», попробуйте сказать: «Похоже, это сильно на тебя влияет. Расскажешь, что происходит?»

Почему так лучше? Вместо того, чтобы судить о степени адекватности чужой реакции (едва ли ваш собеседник это оценит), вы признаете ситуацию и даете коллеге возможность высказаться.

Вместо фразы «Перестань так сильно переживать», скажите: «Ты выглядишь обеспокоенным. Что тебя больше всего волнует?»

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте